РА


РА
РА
Pe (г'), в египетской мифологии бог солнца. Центр его культа - город Гелиополь (древнеегипетский Иуну). Как и многие другие солнечные божества, воплощался в образе сокола (иногда также - огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Фетиш Р. - столб-обелиск «Бен-бен» (он же фетиш Бену, в эпоху V династии был сооружён храм Р. в виде четырёхгранного обелиска). Во многих текстах Р. называют дневным солнцем (в отличие от Атума - вечернего, и Хепри - утреннего). В «Текстах пирамид» Р. выступает также как бог умершего царя. Позднее в заупокойном культе он был оттеснён Осирисом, продолжая играть значительную роль в загробном мире: участвовал в загробном суде, давал тепло и свет для умерших, которые днём совершают выход из гробницы, чтобы видеть Р. С возвышением V династии Древнего царства (26- 25 вв. до н. э.), происходившей из Гелиополя, Р. стал главным богом пантеона и его культ приобрёл общеегипетский характер. Почитание Р. распространилось и в Нубии. Р. оттеснил более древнего гелиопольского демиурга Атума и, отождествлённый с ним (Ра-Атум), стал во главе эннеады богов. Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слез), отцом богов, отцом царя, что отражено в титуле фараона «са Ра», т. е. «сын Ра». Р. был отождествлён с Горам (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра, остававшимся верховным богом и в период Нового царства), Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и др. С Р. связываются и многие другие божества. Тот-луна создан Р. как его заместитель ночью (Тот также выступал как сердце Р.). Ба (души) Р. - Апис и Вену, «посредник Ра, докладывающий истину Атуму», - Мневис. Дочери Р., помогающие ему поражать врагов, - Серкет, почитавшиеся как его Око Сехмет, Тефнут, Хатор. Хранительница Р. - огнедышащая змея Уто (также считавшаяся его Оком).
Согласно мифу, днём Р., освещая землю, плывёт по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и спускается в преисподнюю, где, сражаясь с силами мрака, плывёт по подземному Нилу, а утром вновь появляется на горизонте. По другим мифам, Нут каждый вечер проглатывает Р. и утром рождает его вновь, либо Р. появляется из цветка лотоса на холме, поднявшемся из первобытного хаоса - Нуна. В «Текстах пирамид» говорится о Р. как о «золотом телёнке», рождённом коровой-небом. Известен миф, согласно которому, Р. возник из огненного острова, давшего ему силу уничтожить хаос и мрак и создать в мире порядок, основанный на истине и справедливости (воплощение её - дочь Р. Маат, стоящая на носу его барки). Р. правит миром подобно царю. Со своей барки он видит всё, что делается на земле, разбирает жалобы, через бога божественного слова Ху и богиню мудрости Сиа отдаёт распоряжения, а Тот, являющийся его верховным сановником, пишет указы и запечатывает письма. Цикл мифов посвящён борьбе Р. с силами мрака (как правило, воплощёнными в образе змея Апопа). Ряд мифов о Р. связан с представлениями о смене времён года (подробнее см. в ст. Египетская мифология ). Древние греки отождествляли Р. с Гелиосом.
Р. И. Рубинштейн.

(Источник: «Мифы народов мира».)
РА
река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Волгу, отделяющую Явь от небесного царства.
(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник.»)
Ра
(Ре)
в египетской мифологии бог солнца. Центр его культа - город Гелиополь (древнеегипетский Иуну). Как и многие другие солнечные божества, воплощался в образе сокола (иногда также - огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Фетиш Ра - столб-обелиск "Бен-бен" (он же фетиш Бену; в эпоху V династии был сооружен храм Ра в виде четырехгранного обелиска). Во многих текстах Ра называют дневным солнцем (в отличие от Атума - вечернего, и Хепри - утреннего). В "Текстах пирамид" Ра выступает также как бог умершего царя.
Позднее, в заупокойном культе, он был оттеснен Осирисом, продолжая играть значит, роль в загробном мире; участвовал в загробном суде, давал тепло и свет для умерших, которые днем совершают выход из гробниц, чтобы видеть Ра С возвышением V династии Древнего царства (26 - 25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра стал главным богом пантеона и его культ приобрел общеегипетский характер. Почитание Ра распространилось и в Нубии. Ра оттеснил более древнего геолиопольского демиурга Атума и, отождествленный с ним (Ра-Атум), стал во главе эннеады богов. Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слез), отцом богов, отцом царя, что отражено в титуле фараона "са Ра". т.е. "сын Ра". Ра был отождествлен с Гором (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра, оставшийся верховным богом и в период Нового царства), Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и другими. С Ра связываются и многие другие божества. Тот-луна создан Ра как его заместитель ночью (Тот также выступал как сердце Ра). Ба (души) Ра - Апис и Бену, "посредник Ра, докладывающий истину Лтуму" - Мневис. Дочери Ра, помогающие ему поражать врагов, - Серкет, почитавшегося как его Око Сехмет, Тефнут, Хатор. Хранительница Ра - огнедышащая змея Уто (также считавшеяся его Оком).
В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 2
(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)
РА
в египетской мифологии бог солнца. Его изображали в виде сокола или человека с соколиной головой, покрытой короной форме солнечного диска. Бог был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Считалось, что днем Ра плывет по небесному Нилу в золотой ладье и освещает земной мир, а вечером пересаживается в серебряную ладью и продолжает свой путь по подземному Нилу, где каждую ночь сражается со змеей Апопой, одолев которую снова пересаживается в золотую ладью и плывет по небесному Нилу Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Когда Ра состарился, он назначил своим наместником на земле Геба, сам же сел на спину небесной коровы и стал следить за всем, что происходит у богов и людей.
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)
Ра в образе сокола, несущего солнечный диск.

Ра в образе сокола, несущего солнечный диск.


Ра в образе сокола, несущего солнечный диск.
Рисунок из «Книги мёртвых» Анхаи.
Около 1100 до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Поклонение Ра-Гарахути.

Поклонение Ра-Гарахути.


Поклонение Ра-Гарахути.
Раскрашенная стела.
Около 1100 до н. э.
Париж.
Лувр.

Солнце-Ра переходит с дневной ладьи на ночную.

Солнце-Ра переходит с дневной ладьи на ночную.


Солнце-Ра переходит с дневной ладьи на ночную.

Ра на небесной корове.

Ра на небесной корове.


Ра на небесной корове.

Барка Ра на полях иару.

Барка Ра на полях иару.


Барка Ра на полях иару.
Роспись гробницы Сеннеджема в Фивах.
XIII в. до н. э.


"Книга мертвых" Анхаи: виньетка к так называемой главе 16. Около 1100 до н.э.

Рельеф из гробницы военачальника Хоремхеба. Около 1330 до н.э.


Рельеф из гробницы военачальника Хоремхеба. Около 1330 до н.э.




"Книга мертвых" Ани: фрагмент главы 17. Около 1250 до н.э.


.

Синонимы: