- ОХИН-ТЕНГРИ
- ОХИН-ТЕНГРИ
(монг.), бкон-тёнгри (калм. «дева-тенгри», «дева-небо»), Ухин Хара-тёнгри (бурят. «дева чёрный тенгри» или «дева тёмное небо»), в мифологии монгольских народов женское небесное божество (тенгри), идентичное тантрическому божеству Лхамо (тибет.), Деви Сри (санскр.). О.-т. упоминается в группе четырёх (восьми, десяти) Эокшитов, относится к разряду чойджинов (дхармапал), квалифицируется как гневное воплощение богини Цаган Дар-эке («белая Тара», см. Тара), иногда осмысливается как супруга Чойджала (см. в ст. Эрлик). Наделена функциями божества времени (её сопровождают богини четырёх времён года), судьбы (связана со смертью и загробным судилищем); в ламаистской иконографии устрашающего вида.
О.-т. воспринимается и как богиня-мать, всеобщая прародительница (в монг. шаманских призываниях её называют «единственной матерью»), В различных монголоязычных традициях О.-т. рассматривают и как благостное, охранительное божество, и как божество, несущее смерть (в частности, детям). В бурятской шаманской мифологии Ухин Хара-тенгри относится к восточным, тёмным, враждебным людям тенгри, вызывает болезни, падёж скота, смерть и бесплодие, особенно опасна для беременных женщин. У калмыков с Окон-тенгри связываются плодородие и возрождение жизни. В широко распространённом сюжете о похищении небесной девы демонами - мангусами Оконтенгри, чтобы подать весть о себе, пишет своё имя на крыле луня, почитавшегося калмыками священной птицей. Победа над мангусами и возвращение Оконтенгри связывались с концом зимы, с праздником цаган cap («белый месяц») - новым годом у монгольских народов; на храмовых торжествах устраивалась встреча её статуи.
с. н.(Источник: «Мифы народов мира».)Охин-тенгри (Лхамо).
Охин-тенгри (Лхамо).
На её бёдрах львиная шкура, в руках чаша из человечьего черепа и дубина, увенчанная черепом.
К узде мула (покрытого кожей, содранной с человека вместе со скальпом) привязаны мешок с болезнями и гадательные кости.
На крупе мула глаз, в который Охин-тенгри превратила рану от стрелы, пущенной ей вслед.
Внизу сопровождающие её гневные дакини.
Ленинград.
Музей антропологии и этнографии.
.