НЮЙ-ВА


НЮЙ-ВА
НЮЙ-ВА
Нюй - гуа, в древнекитайской мифологии архаическое женское божество. Элемент «нюй» означает «женщина», элемент «ва» плохо поддаётся дешифровке. Американский синолог Э. Шефер гипотетически толкует «ва» как «лягушка», считая, что первоначально Н.-в. могла почитаться как дух дождевых луж, представляемый в виде мокрых, скользких тварей. Китайский учёный Вэнь И-до этимологизировал имя Н.-в. как женскую ипостась тыквы-горлянки, что увязывается с широко распространёнными у народов Восточной и Юго-Восточной Азии мифами о чудесном рождении первопредков из тыквы.
Однако и в поэме «Тянь вэнь» («Вопросы к небу») Цюй Юаня (4 в. до н. э.), где впервые упоминается Н.-в., и в более поздних памятниках отсутствуют данные, подтверждающие обе гипотезы. Во всех памятниках рубежа н. э., как и в изобразительном искусстве, Н.-в. имеет облик полуженщины-полузмея (в некоторых описаниях у неё ещё голова быка). Очевидно, первоначально она почиталась как прародительница племён ся (в среднем течении Хуанхэ), в основе её культа, вероятно, лежит культ змеи, связанный с культом матери-прародительницы. Согласно варианту мифа (в «Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.), Н.-в., видимо, порождала людей как некую бесформенную, нерасчленённую массу, а другие мифические герои помогали ей, создавая отдельные части тела и органы: Шан-пянь - глаза и уши, Сань-линь - руки и т. п. По стадиально более поздней версии, приведённой в «Фэнсу тун» («Толкование нравов и обычаев») Ин Шао (2 в. н. э.), Н.-в. лепила людей из глины, но так как работа была крайне сложна и трудоёмка, она стала опускать в глиняную жижу верёвку и, выдёргивая, стряхивать её. Из летевших на землю комочков и получались люди, от которых пошли бедные и низкородные. Знатные и богатые произошли от тех, кого Н.-в. вылепила своими руками. В том же памятнике Н.-в. приписывается установление бракосочетаний. Как богине бракосочетаний под именем Гао-мэй (Гао, «высокий», мэй - жертвоприношение с молением о даровании детей) ей поклонялись, чтобы избавиться от бесплодия и обрести потомство, в её честь исполнялись танцы, по-видимому, эротического характера.
Н.-в. приписывается также восстановление космического равновесия, нарушенного какой-то катастрофой, когда обрушились четыре предела земли (по одной из версий, от удара духа вод Гун-гуна о гору Бучжоу-шань). Н.-в. расплавила разноцветные камни и зачинила дыру в небе, затем отрубила ноги у гигантской черепахи и подпёрла ими небо с четырёх сторон земли. Одновременно она боролась и с разлившимися водами, пытаясь устроить запруды, и убила чёрного дракона - воплощение нечисти («Хуайнань-цзы»). В «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна (1 в. н. э.) и в более поздних источниках эти мифы соединены между собой, что, возможно, - результат поздней циклизации.
На рельефах начала н. э. Н.-в. изображается в большинстве случаев вместе с Фу-си, оба - в облике человеко-змеев, причём хвосты их переплетены - символ супружеской близости. Очевидно, соединение Фу-си и Н.-в. в супружескую пару произошло относительно поздно (может быть, к рубежу н. э.), но только в 9 в. у поэта Лу Туна Н.-в. названа женой Фу-си. Согласно «Ду и чжи» («Описание неповторимого и странного») Ли Жуна (примерно 9 в.), когда вселенная была только что создана, Н.-в. жила со своим братом (подразумевается Фу-си) в горах Куньлунь. Они решили стать мужем и женой, но устыдились. Тогда брат привёл Н.-в. на вершину Куньлуня и произнёс заклинание: «Если небу угодно, чтобы мы поженились, пусть дым устремится столбом ввысь; если нет, - пусть дым рассеется». Дым поднялся столбом.
Атрибутом Н.-в. на древних рельефах является либо тростниковый губной органчик - шэн, изобретение которого ей приписывается, либо угольник - символ квадрата, т. е. земли, а также диск луны в руках - символ женского начала - инь (см. Инь и ян). Миф о Н.-в. послужил основой для рассказа Лу Синя «Починка неба» (сб. «Старые легенды в новой редакции»).
Лит.: Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 58-63 и 334-36; Вэнь И-до, Шэньхуа юй ши (Мифы и поэзия), Пекин, 1957, с. 3-68;
Рифтин Б. Л., От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе, М., 1979, с. 10-79; Schafer Е. Н., The Divine woman, dragon ladies and rain maidens in T'ang literature, Berk. - Los Ang. - L., 1973.
Б. Л. Рифтин.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Нюй-ва с губным органчиком (шэн) и диском луны.

Нюй-ва с губным органчиком (шэн) и диском луны.


Нюй-ва с губным органчиком (шэн) и диском луны.
Рельеф на камне.
Период Хань (206 до н. э. — 220 н. э.).
Уезд Танхэ.

Нюй-ва, держащая в руках диск луны с изображением жабы.

Нюй-ва, держащая в руках диск луны с изображением жабы.


Нюй-ва, держащая в руках диск луны с изображением жабы.
Фрагмент настенной живописи в когурёской гробнице № 4.
VI в.
Тунгоу (Цзиань, КНР).


.

Смотреть что такое "НЮЙ-ВА" в других словарях:

  • Нюй-шу — (кит. трад. 女書, упр. 女书, пиньинь: Nǚshū, буквально: «женское письмо»)  слоговая система письменности, использовавшаяся исключительно женщинами уезда Цзянъюн южнокитайской провинции Хунань. Слова «нюй шу» письмом нюй шу (справа налево) Содер …   Википедия

  • НЮЙ-ВА — НЮЙ ВА, в китайской мифологии женское божество с телом змеи, сотворившее людей из глины. Супруга Фу си (см. ФУ СИ). Изображается часто вместе с Фу си, с переплетенными змеиными хвостами …   Энциклопедический словарь

  • НЮЙ-ВА — в китайской мифологии женское божество с телом змеи, сотворившее людей из глины. Супруга Фу си. Изображается часто вместе с Фу си, с переплетенными змеиными хвостами …   Большой Энциклопедический словарь

  • Нюй-ва —          в др. кит. миф. архаич. жен. божест во. Н. в. имеет облик полуженщины полузмея (в нек рых описаниях у нее еще голова быка). Очевидно, первонач. она почиталась как прародительница племен ся (в ср. теч. Хуанхэ); в основе ее культа,… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Нюй-ва — (кит.)  – архаическое женское божество, полуженщина полузмея, прародительница китайских племен ся. Согласно легенде Н. в. вылепила людей из глины, но так как работа была очень сложной и трудоемкой, богиня стала опускать веревку в глиняную жижу, а …   Мифологический словарь

  • Нюй-Яха — Характеристика Длина 25 км Бассейн Таз Бассейн рек Таз Водоток Устье Ланкурсята Яха  · Местоположение 16 км по …   Википедия

  • Домашних духов обманув, душа Цянь-нюй расстаётся с телом — (кит. трад. 迷青瑣倩女離魂, упр. 迷青琐倩女离魂) пьеса цзацзюй середины XIV века юаньского драматурга Чжэн Гуанцзу …   Википедия

  • Душа Цянь-нюй расстаётся с телом — Домашних духов обманув, душа Цянь нюй расстаётся с телом (кит. трад. 迷青瑣倩女離魂, упр. 迷青琐倩女离魂) пьеса цзацзюй середины XIV века юаньского драматурга Чжэн Гуанцзу. В Викитеке есть оригинал текста по этой теме. См. «Безвременная смерть прекрасной юной… …   Википедия

  • Чжи-нюй — Изображение Чжи Нюй и Ню Лана с детьми Чжи нюй (кит. трад. 織女 …   Википедия

  • А-НЮЙ — Э нюй, в китайской мифологии мать правителя Чжуань сюя, зачавшая его, по преданию, когда луч звезды, подобный радуге, пронзил солнце (вариант луну) и взволновал А. н., сидевшую в своих уединённых покоях. в. р. (Источник: «Мифы народов мира».) …   Энциклопедия мифологии

Книги