- НЮ-ВАН
- НЮ-ВАН
(«князь волов»), Бао-ню да-ван («великий князь охранитель волов»). Ню-лань да-ван («великий князь воловьего загона»), в китайской народной мифологии бог - покровитель крупного рогатого скота. Считалось, что он предохраняет волов и коров от эпизоотии. Согласно одной из традиций (уезд Мисянь провинции Хэнань), Н.-в. по происхождению был учёным, жившим в 13 в. в конце династии Сун. Будучи разорённым и лишённым привычных занятий вследствие установления монгольской династии Юань (с 1280), он, став земледельцем, никогда не бил своего вола, на котором пахал. Если вол останавливался, учёный опускался перед ним на колени, и вол тянул плуг дальше. По другим традициям, в качестве Н.-в. выступает некто Цзинь Да-шэн (отсюда, возможно, и эпитет цзинь, «золотой», часто прилагаемый к Н.-в.) с гор Мэйшань (провинция Чжэцзян), обожествлённый в качестве духа звезды Тяньвэнь («небесного мора»), который может принимать облик вола. Н.-в. известен также под именем Цзинь-ню («золотой вол»). В одном из мифов Цзинь-ню остановил наводнение в Цяньтане (современный Ханчжоу) в провинции Чжэцэян в 332 н. э.
В Китае 18 - нач. 20 вв. были широко популярны лубочные антропоморфные изображения Н.-в. (иногда вместе с Ма-ваном - покровителем лошадей). Их вешали подле конюшни или в помещениях для скота с охранительной целью.
б. л. рифтин.(Источник: «Мифы народов мира».)Ню-ван и покровитель лошадей Ма-ван.
Ню-ван (слева) и покровитель лошадей Ма-ван.
Китайская лубочная картина.
Конец XIX начало XX вв.
Ленинград.
Музей истории религии и атеизма.
Коллекция академика В. М. Алексеева.
.