НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ

НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ
НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ
В сферу Н. м. входят мифологические существа, не имеющие божественного статуса, различные демоны и духи. Термин «Н. м.» введен немецким этнографом В. Маннгардтом, впервые подвергшим эту категорию мифологических персонажей (особенно - духов, связанных с урожаем и шире - духов растительности, олицетворяющих годовой цикл умирающего и воскресающего растительного мира) специальному изучению. В. Вундт рассматривал «демонов растительности» как промежуточную ступень между доземледельческим «тотемическим культом» и развитыми культами богов. Дж. Фрейзер образы Н. м. связал (через переходные стадии) с фигурами таких богов, как Аттис, Адонис, Осирис, Дионис, трактовавшихся им как более поздние ступени развития той же идеи умирающего и воскресающего духа растительности. Считается, что персонажи Н. м. вмешиваются в человеческую жизнь, встречаются с людьми, превращаются в людей и т. п., поэтому во многих традициях они имеют преобладающее значение в сравнении с божествами, действующими преимущественно в мифологические времена первотворения. Как правило, существа, относимые к Н. м., являются персонажами наиболее популярных фольклорных жанров: сказок, быличек и т. д., в то время как боги участвуют в собственно мифологических повествованиях. В ритуальном плане Н. м. соответствует набору суеверий, колдовских или магических обычаев и обрядов, тогда как божества пантеона связаны с общеплеменным или общегосударственным культом. В терминах, использованных М. М. Бахтиным при описании народной карнавальной традиции (в которой участвуют персонажи Н. м.), Н. м. может быть названа неофициальной, в отличие от официального культа богов. Противопоставление Н. м. как неофициальной и официального культа особенно отчетливо выступает в тех обществах, где эти мифологические системы исторически, этнически различны по своему происхождению: в областях распространения буддизма (на Шри-Ланке, в Тибете, Монголии), в тех регионах, где (как, например, в Латинской Америке) относительно поздно пришедшее христианство, став официальным культом, вобрало в себя целую систему локальных мифологических представлений, низведённых на уровень Н. м., и т. д. На Руси в течение длительного времени сохранялось, особенно среди женщин, почитание языческих мифологических персонажей в качестве низших духов, в частности Мокоши (но как персонажу Н. м. ей поклонялись лишь «бабы богомерзкие»). Таким образом, элементы Н. м. могут формироваться благодаря низведению на её уровень мифологических существ высших рангов (поэтому данные Н. м. являются ценным источником для реконструкции мифологических представлений о них). Иногда это находит отражение в самих мифах. Так, в кетской мифологии верховный бог Есь изгоняет на землю свою жену Хоседэм и она постепенно (особенно в сказочных сюжетах) приобретает черты низшего духа. Многие персонажи Н. м. (например, духи частей тела, используемые в ритуалах врачевания, духи-хозяева, духи-помощники) связаны с шаманским культом. В областях развитого шаманизма (в Сибири и Южной Азии) эти духи нередко иерархически подчиняются высшим божествам, с которыми также общается шаман. В ряде азиатских (в частности, сибирских), а также индейских обществ, в отличие от шамана колдун мог обращаться за помощью только к персонажам Н. м. Типологически сходные ритуальные и мифологические противопоставления обнаруживаются и в ряде обществ Древнего Востока. Так, по свидетельству анатолийских клинописных текстов 2-го тыс. до н. э., женщина-жрица при магических действиях, в частности обрядах врачевания, обращалась только к духам Н. м., а жрецы официального культа - к «тысяче богов» Хеттского царства; согласно завещанию хеттского царя Хаттусилиса I царица не должна обращаться к жрицам (неофициальным).
Лиг.: Ames М., Buddha and the dancing goblins, «American Anthropologist», 1964, v. 66, № 1;
Leach E. R., Pulleyar and the Lord Buddha, В. В. Иванов.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Смотреть что такое "НИЗШАЯ МИФОЛОГИЯ" в других словарях:

  • Мифология — Ахилл и Аякс, играющие в кости. Ахилл и Аякс, играющие в кости. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия. 530—525 до н. э. Рим. Ватиканские музеи. Что такое мифы? В «школьном» понимании  это прежде всего античные, библейские и… …   Энциклопедия мифологии

  • Мифология алтайцев — В мифологии алтайцев существовало представление как о трех мирах Вселенной (небесный, земной и подземный), так и о множестве её сфер, слоев или ярусов, в которых обитают многочисленные персонажи алтайской мифологии. В небесной сфере обитают… …   Википедия

  • Мифология Алтайцев — В мифологии алтайцев существовало представление как о трех мирах Вселенной (небесный, земной и подземный), так и о множестве её сфер, слоев или ярусов, в которых обитают многочисленные персонажи алтайской мифологии. В небесной сфере обитают… …   Википедия

  • МИФОЛОГИЯ — (от греч. mythos предание, сказание и logos слово, понятие, учение) способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев. В М. Космос предстает как единое целое,… …   Философская энциклопедия

  • НУРИСТАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических представлений нуристанцев (кафиров, араб. «неверные»), населяющих область северо восточного Афганистана Нуристан (иран. «страна света»), говорящих на кафирских языках (индоиранская группа). После завоевания в 1895 96… …   Энциклопедия мифологии

  • ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. — Источниками для воссоздания Д. м. и р. служат: труды античных (Юлия Цезаря, Тацита и др.) и нек рых ср. век. (Адама Бременского и др.) авторов, пережитки в обрядах совр. герм. народов, данные топонимики, сканд. наскальные изображения, остатки… …   Советская историческая энциклопедия

  • МИФ — (от греч. mythos слово, повествование, предание) специфический, свойственный прежде всего архаической эпохе человечества, способ функционирования мировоззренческих конструктов, при котором условные и логически недоказуемые умозрительные феномены… …   Социология: Энциклопедия

  • Некрасова, Наталия Владимировна — Наталия Владимировна Некрасова (литературный псевдоним Иллет) (родилась 18 июля 1970(19700718) года в Нижний Новгород, в 4 месяца была перевезена в Москву) российская писательница, бард и переводчик. Участница ролевого движения. Содержание 1 …   Википедия

  • Иллет — Обложка «второго тома» второго издания. Наталия Владимировна Некрасова (литературный псевдоним Иллет) (родилась 18 июля 1970 года в Москве). Писательница, бард и переводчик. Участница ролевого движения. Закончила химический факультет МГУ,… …   Википедия

  • Наталия Владимировна Некрасова — Обложка «второго тома» второго издания. Наталия Владимировна Некрасова (литературный псевдоним Иллет) (родилась 18 июля 1970 года в Москве). Писательница, бард и переводчик. Участница ролевого движения. Закончила химический факультет МГУ,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»