МЭНЬ-ШЭНЬ

МЭНЬ-ШЭНЬ
МЭНЬ-ШЭНЬ
(от мэиь, «ворота», и шэнь, «божество»), в китайской мифологии духи - хранители ворот. В «Книге обрядов» (4-2 вв. до н. э.) упоминаются жертвоприношения в честь духов дверей и ворот, которые связывались соответственно со светлым и тёмным началом (см. Инь и ян). Впоследствии в качестве М.-ш. стали выступать древние хранители врат в царстве духов. В «Книге гор и морей» (4-2 вв. до н. э.) сказано: «Посреди океана есть гора Душо, на ней большое персиковое дерево, раскинувшее ветви на 3 тысячи ли. На северо-востоке меж его ветвей находятся врата духов, через которые проходят сонмы духов. У врат стоят двое святых: Шэнь-ту и Юй-люй. Они проверяют каждого из духов и, если увидят зловредного, связывают его тростниковой верёвкой и отдают на съедение тигру». В древности к 30-летию людям дарили деревянные изображения Шэнь-ту и Юй-люя с верёвкой в руках. Фигурки ставились по обе стороны от ворот, а на воротах рисовали огромного тигра, который должен был охранять дом от нечисти, пожирая её. Так Шэнь-ту и Юй-люй превратились в духов дверей дома. В 12-14 вв. в качестве М.-ш. были обожествлены полководцы 7 в. Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ. Согласно «Запискам о поисках духов трёх религий», они вызвались встать в карауле у дверей спальни танского императора Тай-цзуна, которого будто бы беспокоили призраки; после того как ночь для императора прошла спокойно, он приказал живописцам нарисовать портреты обоих сановников и вывесить их на дверях во дворце. О печатных изображениях М.-ш. упоминают уже памятники 12 в., впоследствии М.-ш. стали едва ли не самыми популярными персонажами новогодних народных лубков. Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ нарисованы на них в виде грозных полководцев с алебардами, изображение одного наклеивалось на одну створку дверей, другого - на другую. Лубки с М.-ш. вешались на дверях общественных зданий, храмов (кроме буддийских), частных домов. Образы Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ находили своё воплощение в повествовательной прозе [«Путешествие на Запад» У Чэн-эня (16 в.) и др.]. Иногда в роли М.-ш. выступают и другие обожествлённые герои, например полководцы Вэнь Цюн (2 в.) и Юэ Фэй (12 в.).
 
Лит.: Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 114, 357; Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966, с. 18, 42.
В. Л. Рифтин.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Духи дверей.

Духи дверей.


Духи дверей (мэн-шэнь), обожествленные военачальники.
Старинная китайская гравюра.

Обожествленный воевода в роли духа — хранителя ворот.

Обожествленный воевода в роли духа — хранителя ворот.


Обожествленный воевода в роли духа — хранителя ворот.
Китайская лубочная картина.
Конец XIX — начало XX вв.
Ленинград.
Музей истории религии и атеизма.
Коллекция академика В. М. Алексеева.

Обожествленный воевода в роли духа — хранителя ворот.

Обожествленный воевода в роли духа — хранителя ворот.


Обожествленный воевода в роли духа — хранителя ворот.
Китайская лубочная картина.
Конец XIX — начало XX вв.
Ленинград.
Музей истории религии и атеизма.
Коллекция академика В. М. Алексеева.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "МЭНЬ-ШЭНЬ" в других словарях:

  • МЭНЬ-ШЭНЬ — МЭНЬ ШЭНЬ, в китайской мифологии духи ворот и дверей. Связывались с представлениями о светлом и темном начале, о противоположностях (см. инь ян (см. ИНЬ ЯН)), им приносились жертвы. Впоследствии, ок. 1 в. н. э. как хранители дверей стали… …   Энциклопедический словарь

  • МЭНЬ-ШЭНЬ — в китайской мифологии духи ворот и дверей …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мэнь-шэнь —          в кит. миф. духи хранители ворот. В «Книге обрядов» (4 2 вв. до н.э.) упомин. жертвоприношения в честь духов дверей и ворот, к рые связывались соотв. со светлым и темным началом …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Мэнь-шень — (кит.)  – духи – хранители ворот (Шэнь ту и Юй люй), связанные со светлым и темным началом. По преданию, сначала это были двое сановников, вызвавшихся встать в карауле у дверей спальни танского императора Тай цзуна, которого по ночам беспокоили… …   Мифологический словарь

  • ЦЕЛАНЬ-ШЭНЬ — (от целань сокращ. кит. транскр. санскр. сангхарама «обитель, монастырь»; шэнь, «дух»), в китайской мифологии духи хранители монастырей и храмов. Изображались в виде вооружённых воинов устрашающего вида, попирающих ногами демонов. Статуи Ц. ш.… …   Энциклопедия мифологии

  • Целань-шэнь —          в кит. миф. духи хранители монастырей и храмов. Изображ. в виде вооруж. воинов устрашаю щего вида, попирающих ногами демонов. Статуи Ц. ш. располагаются у входа в будд. обители и храмы. В число Ц. ш. нередко включаются и др. духи… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • ЦАЙ-ШЭНЬ — («бог богатства», «боги богатства»), в поздней китайской народной мифологии боги богатства. Ц. ш. особо почитали торговцы. Ц. ш., как и китайские чиновники, делились на гражданских и военных. В качестве гражданского Ц. ш. в одних местах (напр., в …   Энциклопедия мифологии

  • КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ — совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14 11 вв. до …   Энциклопедия мифологии

  • Китайская мифология —          совокупность миф. систем: др. кит., даосской, будд. и поздней нар. мифологий.          Др. кит. миф. реконструируется по фрагментам древ. ист. и философских соч. («Шуцзин», древнейшие части 14 11 вв. до н.э.; «Ицзин», древнейшие части 8… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • МУНСИН — сумунсин, в корейской мифологии духи хранители ворот, относившиеся к домашним духам (см. Касин). М. даосские по происхождению, генетически близки к мэнь шэнь в китайской мифологии.   Л. К. (Источник: «Мифы народов мира».) Мунсин — хранители… …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»