- МИХАИЛ
- МИХАИЛ
(евр. mikâ'çl, греч. Μιχαήλ); в иудаистической, христианской, а также мусульманской (см. Микал) мифологиях великий ангел, архангел. Народная этимология даёт осмысление имени М. как «кто, как бог?». Имя это засвидетельствовано у семитских народов в древности. В Ветхом завете М. выступает как «князь» еврейского народа («князь великий, стоящий за сынов народа»; Дан. 12, 1), защищающий народ от соперничающего «князя» (т. е. ангела) «царства Персидского» (10, 13 и 21), и как «архистратиг», предводитель небесного воинства в окончательной эсхатологической битве против сил зла (12, 1). В последней функции он выступает и в Апокалипсисе (12, 7), где сражается с драконом (дьяволом, сатаной), что можно рассматривать как вариант древнего змееборческого мифа (см. Змей). В апокрифической эсхатологической литературе он изображается борющимся с ангелом зла Самаэлем (в более поздней традиции - с сатаной); вражда между ними началась с того момента, когда Самаэль, низвергнутый с небес, ухватился за крылья М., чтобы увлечь его в преисподнюю, однако М. был спасён богом. Агадическая традиция приписывает М. роль защитника: он спасает Авраама (а также трёх отроков) из огненной печи, выводит Лота из обречённого Содома, спасает от смерти Исаака, поставив на его место барашка, является предводителем израильтян в пустыне во время их исхода из Египта и др. Помимо миссии воинственного заступничества М. выступает в роли ангела милосердия и просителя людей перед богом. Он является также «ангелом предстояния», стоящим вместе с Гавриилом перед троном божьим (кн. Еноха 9, 1; 40, 2; 90, 22; Таргум Иов 25, 2). Здесь, как и в функции предводителя и заступника, образ М. сливается с Метатроном, а в функции вестника (он сообщает Аврааму о пленении Лота, о рождении Исаака и др.) - с Гавриилом. Как предстоящий перед троном он является одновременно ангелом-писцом, заносящим имена праведников в книгу, а также ангелом - хранителем таинственных письмен, и среди них - магических слов, которыми были сотворены небеса и земля (ср. кн. Еноха 60, 12). Отсюда его функция учителя. М. посвятил в чудеса мироздания Адама и Сифа («Апокалипсис Моисея» 3, 13), научил Адама земледелию, а Авраама богопознанию, он же был учителем Моисея, которому на горе Синай передал скрижали Закона. Здесь проясняется функция М. как посредника между богом и людьми. М. выступает также в роли психопомпа - проводника душ, которые он сопровождает к воротам небесного Иерусалима, помогая им их открыть, или же стоит со своей ратью у этих ворот, разрешая вход праведникам (эфиопский «Апокалипсис Варуха» 9, 5). М. было поручено взять душу Авраама («Завет Авраама» 19), он же «говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле» (Иуд. 9 и др.). В христианской традиции он несёт в облаках тело усопшей богоматери. В православной традиции М. играет гармонирующую с исконной ролью учителя роль культурного героя, обучающего людей скотоводству, хлебопашеству и ремёслам (ср. иконографию святых Флора и Лавра с конями, уздечки которых держит архангел М., клейма на иконах «Собора архангела М.»). Образ М. широко представлен в искусстве, в частности в древнерусском (считался покровителем князей и ратной славы).
Лит.: Luken W., Michael, Gott., 1898.
М. Б. Мейлах.(Источник: «Мифы народов мира».)Архангел Михаил.
Архангел Михаил.
Икона А. Рублёва.
Около 1400.
Москва.
Третьяковская галерея.Архангел Михаил, взвешивающий души умерших.
Архангел Михаил, взвешивающий души умерших.
Картина П. Эспаларгеса.
Конец XV начало XVI вв.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.Архангел Михаил.
Архангел Михаил.
Центральная часть иконы в Архангельском соборе Московского Кремля.
Первая половина XV в.Битва архангела Михаила с драконом.
Битва архангела Михаила с драконом.
Гравюра А. Дюрера.
1498.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.Архангел Михаил, побеждающий дьявола.
Архангел Михаил, побеждающий дьявола.
Картина Рафаэля.
Около 1502.
Париж.
Лувр.
Архангел Михаил. Собор Св. Марка в Венеции. 10 в.
Аньоло Бронзино. Фрески Капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции: архангел Михаил 1540-1541 гг.
Ханс Лей Старший. Изгнание падших ангелов. Битва архангела Михаила с Люцифером. Около 1500 г.
.