МИР-СУСНЭ-ХУМ

МИР-СУСНЭ-ХУМ
МИР-СУСНЭ-ХУМ
(манси), Миршэтиви-хо (ханты), в мифологии обских угров одно из главных божеств. Буквальное значение имени - «смотрящий за миром». Эпитеты и описательные имена отражают различные признаки и ипостаси М.-с.-х.: «золотой богатырь», «всадник», «богатырь-старик», «властелин-старик», «властелин ханты», «повелитель», «сын золотого света», «сынок женщины» - Эква-Пыгрись и др., при этом у восточных ханты Кан-ики или Орт-ики - основное имя М.-с.-х.
Каждую ночь М.-с.-х. объезжает землю на крылатом всевидящем коне Товлынг-лув с золотой гривой и серебряными копытами, проверяя, всё ли в мире в порядке, и передавая людям наказы своего отца Нуми-Торума. Он выслушивает просьбы камлающих в тёмных чумах шаманов (рядом с местом камлания для копыт коня ставят четыре металлические тарелочки с изображениями солнца). М.-с.-х. помогает излечению болезней, отведению опасностей. Ему приписываются функции культурного героя (он создал изобилие, некогда царившее на земле; победил враждебных людям существ; велел птицам прилетать летом в северные края и обучил людей охоте на птиц перемётом) и племенного покровителя манси и ханты.
Согласно мансийскому эпическому циклу, повествующему о жизни и деяниях М.-с.-х., он - младший из семи сыновей Нуми-Торума, рождённый между небом и землёй в тот момент, когда его мать, наказанная Нуми-То-румом за супружескую неверность, была сброшена с неба (в одних вариантах матерью М.-с.-х. признаётся Калташ-эква, в других она считается воспитавшей его тёткой). Когда М.-с.-х. подрос на земле, он захотел повидать мир и своего небесного отца. На коне Товлынг-лув М.-с.-х. объезжает вселенную, включая подземное и подводное царство, всюду разрушая козни злых сил и выбирая себе жён (среди них - дочери Вит-кана, Куль-отыра, Этпос-ойки, хозяйки Птичьей страны Мортим-эквы). С помощью матери М.-с.-х. удаётся первому предстать перед Нуми-Торумом, благодаря чему он получает не принадлежавшее ему по рождению главенство над братьями и подтверждает его в поединках с «законным» претендентом Полум-Торумом (Тапал-ойкой). С этих пор земля и находится под присмотром М.-с.-х.
Он может менять облик: для спасения своей жизни в распрях с братьями он часто превращался в гуся (одно из его именований - Лунт-отыр, «гусь-богатырь»), в виде гуся он совершает полёт в птичью страну Мортим-ма. Власть над птицами М.-с.-х. приобрёл благодаря тому, что в детстве, забравшись в гнездо огромной птицы Товлынг-Карс, спас (пощадил?) его птенцов, после чего Товлынг-Карс стал помощником М.-с.-х., использовавшего его для дальнейших перелётов.
М.-с.-х. являлся одним из основных объектов религиозного культа у обских угров, имел идолов (в человеческом или гусином облике). Конь (и конские жертвоприношения), металлы, солнце как атрибуты М.-с.-х. и его культа указывают, вероятно, на южное происхождение этого образа (по некоторым гипотезам, восточноиранское; ср. Митра, «озирающий всю землю», «Яшт» Х 4, 13, надёжные аналогии в мифологиях других финно-угорских народов отсутствуют). Ряд признаков М.-с.-х. (сын божий, выросший на земле; посланник неба среди людей) способствовал отождествлению его с Иисусом Христом в представлениях тех групп обских угров, которые были затронуты миссионерской деятельностью православной церкви. С другой стороны, в некоторых мансийских мифах и сказках (возможно, позднейших) имеется тенденция к интерпретации Эква-Пыгрися как культурного героя-трикстера, сходного с такими персонажами сибирских мифологий, как Ича у селькупов, Альбэ и Каскет у кетов. Иногда М.-с.-х. и Эква-Пыгрись рассматриваются как два различных персонажа.
Е. а. Хелимскча.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "МИР-СУСНЭ-ХУМ" в других словарях:

  • Мир-Суснэ-хум — (за миром наблюдающий человек) в мифологии народов ханты и манси  седьмой сын Нум Торума, посред­ник на путях живых и мертвых. В хантыйских сказках он часто упоминается под именем Эква пыгрись. Другие названия «Золотой богатырь», «Ку­пец,… …   Википедия

  • Эква-пыгрись — Мир Суснэ хум (за миром наблюдающий человек) в мифологии народов ханты и манси седьмой сын Нум Торума, посред­ник на путях живых и мертвых. В хантыйских сказках он часто упоминается под именем Эква пыгрись. Другие названия «Золотой богатырь»,… …   Википедия

  • ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны …   Энциклопедия мифологии

  • Ханты-мансийская мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · …   Википедия

  • Вогулы — Манси Общая численность: 11 432 (2002) Расселение: Россия Язык: русский, мансийский Религия …   Википедия

  • Вогуличи — Манси Общая численность: 11 432 (2002) Расселение: Россия Язык: русский, мансийский Религия …   Википедия

  • НУМИ-ТОРУМ — (букв. «верхний бог»), Нум Торум, Торум, в мифологии обских угров верховное божество, бог неба, демиург. Среди большого числа параллельных имён и постоянных эпитетов Н. Т.: «большой (великий) бог», «белый бог», «золотой свет», «верхний мир» и др …   Энциклопедия мифологии

  • Нум-Торум — Нум Торум  в мифологии хантов и манси небесный бог. У него есть жена  Калтась эква. Шесть сыновей и дочь небесного бога стали территориальными ду­хами покровителями. Это Полум Торум (на реке Пелым), Ас ях Торум (в ни­зовьях Оби), Нер… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»