МЕДНЫЙ ЗМЕЙ


МЕДНЫЙ ЗМЕЙ
МЕДНЫЙ ЗМЕЙ
(евр. hеhaš nеhošet), в ветхозаветных преданиях изображение змеи, сделанное Моисеем в пустыне (после исхода из Египта) для защиты от «ядовитых змеев» (букв. - «огненных»), которые были насланы на него за малодушие и ропот во время скитаний по пустыне. После того как от укусов этих змей умерло множество людей, народ обратился к Моисею с покаянной просьбой помолиться Яхве о спасении от них. Моисей по указанию бога сделал «медного змея и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. 21, 9). Эпизод этот следует связать с древними ближневосточными культами змеи с её амбивалентной семантикой, ассоциирующейся, с одной стороны, с плодородием, возрождением, исцелением, а с другой - с началами разрушения и зла, восходящими к вариантам змееборческого мифа (см. Змей). Амбивалентность эта зафиксирована в эпизоде с М. з. в своеобразном варианте исцеления «подобного подобным». На существование в околобиблейской мифологии культа змеи указывает, помимо эпизода с М. з., рассказ (4 Царств 18, 4) об истреблении царём Езекией, боровшимся с пережитками языческих культов, «медного змея, которого сделал Моисей, - потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (nеhuštân, контаминация обоих созвучных слов, обозначающих М. з.). Высказывалась также точка зрения, подкрепляемая некоторыми данными библейской ономастики, что эпизод с М. з. связан с пережитками тотемизма. Приурочение культа М. з. к личности Моисея объясняется, очевидно, стремлением оправдать этот культ его высоким авторитетом. Остатки этого культа прослеживаются вплоть до христианско-гностической секты офитов (греч. όφις, «змея»). Агадическая традиция распространяет целительное действие М. з. на укушенных не только змеей, но и всяким диким зверем, а также видит в эпизоде доказательство воскресения мёртвых. Новый завет содержит слова Иисуса Христа, уподобляющие его вознесение как несущее верующим вечную жизнь вознесению Моисеем змеи в пустыне (Ио. 3, 14-15).
М. Б. Мейлах.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Медный змий.

Медный змий.


Медный змий.
Картина Ф. А. Бруни.
1827—41.
Ленинград.
Русский музей.


.

Смотреть что такое "МЕДНЫЙ ЗМЕЙ" в других словарях:

  • Медный змей — Медный змей. 1907 Медный змей (ивр. נחושתן или נחש הנחושת‎, Нехуштан; …   Википедия

  • Медный змей — Медный змей. Картина Ф. А. Бруни. 1827 1841 гг. Медный змей. Картина Ф. А. Бруни. 1827 1841 гг. Медный змей в Ветхом Завете изображение змеи, сделанное Моисеем в пустыне () для защиты от “ядовитых змеев”, которые были насланы на народ… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Медный змей — евр. Нехуштан Медный змей. Когда израильтяне стали роптать в пустыне на Бога и Моисея, то Господь наказал их, послав на них «ядовитых змеев», которые жалили народ, отчего многие умирали. Когда народ в смертельной нужде обратился к Моисею, тот,… …   Словарь библейских имен

  • медный змей — м’едный змей (Чис.21:9 ; 4Цар.18:4 ) изображение змея, сделанное Моисеем из меди по повелению Божию для исцеления израильтян, укушенных змеями. Впоследствии это изображение сделалось идолом и Езекия был вынужден его уничтожить. На вознесение змея …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • медный\ змей — м’едный змей (Чис.21:9 ; 4Цар.18:4 ) изображение змея, сделанное Моисеем из меди по повелению Божию для исцеления израильтян, укушенных змеями. Впоследствии это изображение сделалось идолом и Езекия был вынужден его уничтожить. На вознесение змея …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Медный змей —  ♦ (ENG brazen serpent)    изображение, созданное Моисеем в пустыне. Взгляд на него приносил исцеление тем, кого укусила змея (Чис. 21:8, 9). Упоминается в Новом Завете как символ Иисуса Христа (Ин. 3:14) …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Медный змий — Медный змей Медный змей (Нехуштан) штандарт, изготовленный Моисеем в виде медного змея во время перехода евреев из Египта в Ханаан для исцеления укушенных ядовитыми змеями. Впоследствии превращён иудеями в кумир и уничтожен царём Езекией.… …   Википедия

  • Змей медный — В кн. (Чис.21:9 ) говорится, что когда Израильтяне были уязвляемы ядовитыми змеями в пустыне за ропот против Бога и Моисея, то Моисей получил повеление от Бога сделать (медного) змея и выставить его на знамя, чтобы всякий потерпевший уязвление… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Змей медный — – символ спасения, явленный народу израильскому в пустыне (Числ. 21, 5 и сл.) и сделавшийся поэтому предметом суеверного поклонения израильтян (4 Царст. 18, 4), так что царь Иезекия велел его уничтожить. Медный змей есть, вместе с тем, по… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Змей (мифология) — Змей (в мифологии)  змееподобное существо в мифическом или религиозном контексте. Змеем может называться существо, внешний облик которого является целиком или частично змеиным. Иногда оно сочетает в себе свойства пресмыкающегося и человека,… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «МЕДНЫЙ ЗМЕЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.