- МЕ
- МЕ
(шумер., этимология неясна, значение, возможно, близко глаголу «быть», тогда слово надо переводить как «сущности», «сути»), в шумерской мифологии могущественные божественные таинственные силы, управляющие миром, всеми божественными и земными институтами. Считалось, что силами М. могли обладать города и храмы, они могли покидать их обладателя, воплощаться в предметном виде, сохраняя при этом свои незримые свойства, что позволило высказать предположение о тотемном генезисе этого понятия (немецкий исследователь К. Оберхубер). Один из главных мифов, дающих ключ к пониманию значения М., - миф о похищении богиней Инанной у бога мудрости Энки божественных сил М., хранившихся в Абзу. Инанна, желая облагодетельствовать свой город Урук, на пиру похищает М. у захмелевшего Энки. В мифе даётся перечень М., которые, по этому мифу, представляют своеобразный каталог культуры древней цивилизации, - олицетворяют жреческие и царские функции (одновременно и знаки власти), моральные установления и антиподы их, сексуальные понятия, искусства и. ремёсла и т. д.
С обретением божественных сил М., вероятно, были связаны какие-то обряды надевания одежд, украшений, явно имевшие магическое значение (в мифе о нисхождении Инанны в преисподнюю она снимает в каждых из семи ворот преисподней свои одежды и украшения, что лишает её магической силы и делает беспомощной). М. - обязательный атрибут богов, причём каждый бог обладает им в разной мере; например, ан и Энлиль - боги, которые чаще всего наделяли этой силой других богов. Но сохранились косвенные свидетельства об архаичном боге Энмешарре - «господине всех ме», который «передал Ану и Энлилю своё господство». Существовали М. подземного мира - установления, которые нельзя было изменить и которым должны были подчиняться все обитатели подземного мира.
С М. в какой-то мере связано (и, возможно, развилось из него) аккадское представление о таблицах судеб. Таблицы судеб определяли движение мира и мировых событий, обладание ими обеспечивало мировое господство или подтверждало его (в аккадской космогонической поэме «Энума элиш» ими первоначально владела Тиамат, затем Кингу и, наконец, Мар-дук). Известен аккадский миф о похищении таблиц судеб у Энлиля птицей Анзу (Анзуд), которые затем отнимает у неё Нинурта (Нингирсу). Но полной идентичности понятий М. и таблицы судеб не было.
Лит.: Castellino G., II concetto sumerico di me nella sua accezione concreta, •Studia biblica et orientalia.. 1959, N 3, p. 25- 32; Landsberger В., Die Eigenbegrlfflich-keit der babylonischen Welt, Darmstadt, 1974;
Oberhuber K., Der numlnose Begriff ME im Sumerischen, Insbruck, 1963; Flugge G., Der Mythos «Inanna und Enki» unter besonderer Beracksichtigung der Liste der me. Mönch., 1973.
В. К. Афанасьева.(Источник: «Мифы народов мира».)
.