МАХАВИРА

МАХАВИРА
МАХАВИРА
(санскр. mahâvîra, «великий герой»), в джайнской традиции мифологизированный образ вероучителя джайнизма, жившего в 6 в. до и. э. М. выступает как центральный персонаж мифо-исторического комплекса джайнской мифологии - последний из 24 тиртханкаров нашей авасарпини (нисходящего полуоборота колеса времени), живший в последние годы периода «плохой-хороший».
Джайнская агиография выделяет пять благих моментов в жизненном пути тиртханкара - зачатие, рождение, уход от мира, обретение абсолютного знания и конечное освобождение. По поводу каждого из этих моментов в жизни М. божества устраивали пышные торжества, проливая дождь из драгоценных камней, благовоний, цветов и т. п., и совершали поклонение М. С рождением М. связан сюжет о чудесном перенесении его плода из лона одной женщины в другую. Когда М. в одном из прошлых рождений был Маричи, внуком первого тиртханкара Ришабхадатты и сыном первого джайнского чакраватина Бхараты, он слышал от деда, что ему предопределено родиться 24-м тиртханкаром. Преисполнившийся гордыни и высокомерия, Маричи создал себе такую карму, чтобы родиться в брахманской семье. Поэтому, когда М. из своего предпоследнего существования спустился из верхнего мира на землю, он вошёл в лоно брахманки Девананды. Узнавший об этом Шакра (индра южной половины низшего из верхних миров Саудхармы) пришёл в волнение, ибо великие люди (63 «отмеченных» персонажа) всегда рождались и должны рождаться в кшатрийских, а не в низких и не в брахманских семьях. Он посылает на землю своего военачальника Харинайгамеши, и тот на 82-й день после зачатия переносит М. в лоно кшатрийки Тришалы. Тришала видит 14 знаменательных снов: прекраснейших белого слона, белого быка, белого льва, посвящение богини Шри, которую окропляют водой из своих хоботов мировые слоны, цветочную гирлянду, спускающуюся с неба, луну, солнце, знамя, драгоценный кувшин, лотосовое озеро, молочный океан, небесный дворец, груду драгоценных камней, огромное пламя, достигающее небосвода. Такие сны предвещают рождение чакраватина или тиртханкара. Родившегося в предместье города Вайшали (Бесарх) сына родители назвали Вардхамана («возрастающий, процветающий»), ибо с момента его появления в лоне Тришалы неизмеримо возросло процветание клана его отца - джнятриев, так как состоящие на службе у Куберы джримбхаки (разряд богов из класса вьянтара) по приказанию Шакры доставляли во дворец огромные количества сокрытых ранее богатств.
Мальчиком М. превосходит всех талантами и силой. После его победы над одним из богов, спустившимся на землю, чтобы испытать его отвагу, боги дали ему имя М. Он укрощает неистового слона и смело расправляется со змеей, которой испугались игравшие с ним сверстники. Он отвечает на труднейшие вопросы переодетого брахманом Шакры. Не желая огорчать родителей, М. решил не уходить в монахи, пока они живы, и вёл жизнь мирянина: женился и имел дочь. Когда М. исполнилось 28 лет, родители, бывшие последователями предыдущего тиртханкара Паршвы, ушли из жизни, умертвив себя по обычаю правоверных джайнов голодом. Через два года после их смерти М., получив разрешение старшего брата и предварительно раздарив всё своё имущество, уходит от мира и начинает жизнь странствующего нищего аскета. В отличие от шветамбаров дигамбары не признают перенесения плода М., а также считают, что он не был женат, что в 8 лет он принял обет джайна-мирянина и что, когда он уходил от мира, его мать была жива.
М. странствовал 12 лет, отказавшись через 13 месяцев от одежды, соблюдая обет молчания, питаясь подаянием, неоднократно соблюдая строжайший пост и стойко перенося тяготы бездомной жизни. Повествования об этом периоде жизни М. уделяют большое внимание описанию унижений и оскорблений, которые претерпел странствующий аскет, вызывающий подозрения и неприязнь людей. Его неоднократно избивали, травили собаками, принимая за вора или шпиона, и один раз даже хотели повесить, но верёвка чудесным образом семь раз обрывалась, и перепуганные крестьяне отпустили М. Божества также неоднократно выступают в роли испытателей или искусителей М., но вместе с тем, зная о его великом назначении, они поклоняются и почитают его и прибегают к его защите. Так, на 11-м году странствий М. Чамара (индра южных Асуракумаров) вознамерился начать войну против Шакры, но когда последний метнул в него громовую стрелу - ваджру, он спрятался у ног М., и Шакра с трудом смог догнать стрелу, чтобы она не причинила вреда святому.
На 43-м году жизни на берегу реки Риджупалика, возле города Джримб-хикаграма М. достиг абсолютного всезнания и стал джиной. Это произошло под деревом шала, которое считается поэтому священным деревом М. Другое дерево, связанное с М., - ашока, под которым он дал обет отречения от мира. Став джиной, М. продолжает свои странствия, но уже как проповедник и вероучитель, окружённый почётом и поклонением многочисленных последователей, среди которых были и цари. На 72-м году в городе Пава (или Павапури) - резиденции царя Хастипалы - М. достиг конечного освобождения, т. е. полностью уничтожил карму и стал совершенным - сиддхом. По одним источникам, это произошло в уединении, по другим, - при обширном стечении людей, которым М„ сидя на сияющем бриллиантами троне в роскошном, специально выстроенном зале, в течение 6 суток неустанно читал свою последнюю проповедь. После ухода М. его тело (или то, что осталось, ибо, по некоторым легендам, тело, кроме ногтей и волос, исчезло в момент ухода в нирвану) было предано огню. Современные джайны отмечают конечное освобождение М. в дни индуистского праздника Дивали - осеннего праздника огней, в память о гигантской иллюминации, устроенной богами и царями после ухода М.
Иконографическим символом М. является лев. Его шасана-деваты - Матанга и Сиддхайика.
Лит.: Терентьев А. А„ Некоторые основы джайнской мифологии, в сб.: Проблемы изучения и критики религий Востока, Л., 1979, с. 34-54; Glasenapp H. von, Der Jainlsmus, В., 1925; Jaina sutras, pt 1. N. Y., 1968.
О. Ф. Волкова.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Харинайгамеши стоит у ложа Тришалы, держа в сложенных ладонях зародыш Махавиры.

Харинайгамеши стоит у ложа Тришалы, держа в сложенных ладонях зародыш Махавиры.


Харинайгамеши стоит у ложа Тришалы, держа в сложенных ладонях зародыш Махавиры.
Миниатюра из индийской рукописи «Джиначаритра».


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "МАХАВИРА" в других словарях:

  • Махавира — Статья из раздела Философия индуизма …   Википедия

  • МАХАВИРА — ( Великий герой ) также Джина ( Победитель ) (наст. имя Вардхамана) (6 в. до н. э.), древнеиндийский странствующий проповедник, считающийся основателем джайнизма …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАХАВИРА — («Великий герой»), также Джина («Победитель») (наст. имя Вардхамана) (6 в. до н. э.), древнеиндийский странствующий проповедник, считающийся основателем джайнизма (см. ДЖАЙНИЗМ) …   Энциклопедический словарь

  • МАХАВИРА —         24 й тиртханкар джайнизма, родившийся, согласно традиции, 30 марта 599 г. до н. э. в семье правителя государства Вадджи. Отца его звали Сиддхартха (также Шреямса, Яшашви), мать Тришала (также Видехадатта или Приякарни). Сам Махавира на 12 …   Словарь индуизма

  • МАХАВИРА — (наст. имя Вардхама на, 6 в. до н. э.) один из крупн. идеологов и проповедников джайнизма. По преданию, М. родился на территории Бихара, принадлежал к кшатрийскому роду. За аскетич. образ жизни получил прозвища Джина (победитель) и Махавира… …   Атеистический словарь

  • Махавира, Джино — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · Виш …   Википедия

  • МАХАВИРА — (Великий герой; наст. имя Вардхамана) основатель религии джайнизма в Древней Индии. По преданиям, Вардхамана жил в 599 527 до н. э., ок. 560 до н. э. начал проповедь своего религ. учения и создал на терр. совр. Бихара монашескую общину джайнов,… …   Советская историческая энциклопедия

  • МАХАВИРА — ((599 527 до н. э.) основатель религии джайнизма; в знач. нариц.) Вселенной смутная душа. И вновь прошли бы в сердце чувства, Вдруг зажигая в сердце бой, И Махавиры, и Заратустры, И Саваджи, объятого борьбой. Умерших снов я стал бы современник,… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Махавира —          в джайнской традиции мифологизир. образ вероучителя джайнизма, жившего в 6 в. до н.э. М. выступает как цент. персонаж мифо ист. комплекса джайнской миф. последний из 24 тиртханкаров нашей авасарпини (нисходящ. полуоборота колеса времени) …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Махавира — (др. – инд.) – «великий герой» – вероучитель джайнизма. По легенде, М. в одном из прошлых рождений был Маричи, сыном первого джайнского чакравартина («колесовращателя» – великого и справедливого правителя) Бхараты, создавшим себе такую карму, что …   Мифологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»