МАРДУК

МАРДУК
МАРДУК
[аккад., возможно, от шумер. Амар-Уту(к), «телёнок Уту»;
иногда имя этимологизируется как Мар-Дуку, «сын Дуку»], центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона. Первые письменные сведения об этом божестве восходят примерно к середине 3-го тыс. до н. э., как бог-покровитель Вавилона упоминается уже во время III династии Ура (22 в. до н. э.). Центральным божеством становится с возвышением Вавилонии во время I Вавилонской династии (19- 16 вв. до н. э.), в связи с чем приобретает черты и эпитеты других божеств, в основном шумерских. Уже в прологе кодекса Хаммурапи М., первородному сыну Эйя (шумер. Энки), Ану (Ан) и Энлиль передают господство («энлильство») над людьми и возвышают над всеми игигами (небесными богами). Видимо, в это же время М. идентифицируется с шумерским Асаллухи. Среди многочисленных заимствованных эпитетов и качеств М. преобладают связанные с Энки и Асаллухи: подчёркиваются мудрость М., искусство врачевания, заклинательные силы. М. получает также функции водного божества и божества растительности. От бога Шамаша (Уту), чьим братом он иногда называется, к М. переходит титул «судья богов». Основные эпитеты М. - «владыка богов», «отец богов». Супруга М. - Царпаниту, сын - Набу. Главный храм - Эсагила.
Наиболее последовательно возвышение М. проводится в аккадской космогонической поэме «Энума элиш», конечная цель создания которой - обосновать и утвердить право М. на господство над всеми древними богами и над вселенной, для чего М. получает шумерскую генеалогию и становится героем - победителем древних космических сил. Согласно поэме, М. был зачат Эйя в «жилище Апсу», возведённом Эйя над убитым им Апсу (шумер. Абзу, воплощение первозданной водной стихии); мать М. - богиня Дамкина (шумер. Дамгальнуна). М. описывается как «ребёнок-солнце», божественное дитя, во всём превосходящее предшествующие
поколения богов. Когда Тиамат, супруга Апсу, намеревается отомстить богам за убийство мужа, всех богов охватывает страх; один М. согласен сразиться с войском Тиамат, но требует, чтобы его ввели в совет богов и сделали верховным божеством. Устраивается пиршество, на котором М. демонстрирует могущество своего «слова»: по его приказанию исчезает и вновь появляется звезда (в прежних толкованиях - одеяние). Боги, потрясённые могуществом М., избирают его своим главой и благословляют на битву. М. вооружается луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырёх небесных ветров и семи бурь, созданных им против одиннадцати чудовищ войска Тиамат, вступает в сражение. Он вгоняет в разинутую пасть Тиамат «злой ветер», так что та не может закрыть рот, поражает её стрелой, расправляется с её свитой, отнимает у убитого им Кингу таблицы судеб (определявшие движение мира и мировых событий и обеспечивавшие их обладателю мировое господство). Далее М. творит мир. Он рассекает тело Тиамат на две части, из нижней делает землю, из верхней небо (запирая его на засов и приставляя стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю). Богам Ану, Энлилю и Эйя М. определяет их владения, а небесным светилам - их пути, разделяет 600 богов на 300 верхних, небесных и 300 нижних, подземных; по плану М. боги создают человека. Благодарные боги строят М. «небесный Вавилон» с храмом Эсагила, провозглашают пятьдесят имён М. (в числе которых - «господин стран», титул Энлиля), передающих ему власть практически всех главных богов аккадского пантеона. Так М. получает власть не только на основании законной преемственности, но и по праву сильнейшего. Кроме «Энума элиш» М. является активным участником мифа об Эрре, который обманным путём отбирает (на время) власть у «отца богов» и чинит страшные разрушения и убийства (изложение мифа см. в ст. Эрра).
С 14 в. до н. э. культ М. распространяется в Ассирии, но там ему противостоит местное божество Ашшур, нередко с М. идентифицирующийся и заменяющий его. Известны гимны и молитвы к М., а также стихотворное произведение времени царя Синах-хериба (705-680 до н. э.).
Символы М. - секировидный топор, зверь - дракон Мушхуш. В тексте новоассирийского времени с частями тела М. сравниваются разные звери, растения и металлы, возможно, они играли определённую роль в его культе: «его главные внутренности - львы, его малые внутренности - собаки, его спинной хребет - кедр, его пальцы - тростник, его череп - серебро, излияние его семени -ЗОЛОТО».
В. К. Афанасьева.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Вавилонский жрец перед алтарём с символами Мардука — драконом и копьём.

Вавилонский жрец перед алтарём с символами Мардука — драконом и копьём.


Вавилонский жрец перед алтарём с символами Мардука — драконом и копьём.
Оттиск печати.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "МАРДУК" в других словарях:

  • Мардук — Мардук. Оттиск печати. Вавилонский жрец перед алтарем с символами Мардука драконом и копьем. МАРДУК, бог покровитель города Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Мардук — Мардук. Оттиск печати. Вавилонский жрец перед алтарем с символами Мардука драконом и копьем. Мардук. Оттиск печати. Вавилонский жрец перед алтарем с символами Мардука драконом и копьем. Мардук бог покровитель города Вавилон, верховное божество… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • мардук — Энлиль Словарь русских синонимов. мардук сущ., кол во синонимов: 3 • бог (375) • верховные боги …   Словарь синонимов

  • МАРДУК — МАРДУК, бог покровитель города Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона …   Современная энциклопедия

  • МАРДУК — бог покровитель г. Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона. Отождествлялся с шумерским Энлилем …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мардук — бог покровитель города Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона. Его отождествляли с шумерским Энлилем. Илл. см. на стр. 480 …   Исторический словарь

  • Мардук — У этого термина существуют и другие значения, см. Мардук (значения). Древняя Месопотамия Ассириология Области и государства Город …   Википедия

  • Мардук —         бог покровитель города Вавилона, после 18 века до н. э. верховное божество вавилонского пантеона. По вавилонскому мифу, М. сын бога Эа, избранный царём в совете богов; возглавил их войну с войском первобытных чудовищ и убил… …   Большая советская энциклопедия

  • Мардук — бог покровитель города Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона. Отождествлялся с шумерским Энлилем. * * * МАРДУК МАРДУК, бог покровитель города Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона. Отождествлялся с шумерским Энлилем (см.… …   Энциклопедический словарь

  • Мардук-бел-узати — царь Вавилонии (ок. 855 851 гг. до н. э.). Сын Набу апла иддина. После смерти отца поделил царство со своим братом Мардук закир шуми I. Мардук закир шуми взял северные страны с Вавилоном, а Мардук бел узати достался юг. Однако Мардук бел узати на …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»