МАНГУС

МАНГУС
МАНГУС
(монг.), мангад, ман-гадхай (бурят.), мангас (халхаск., ойрат-калм.), манга (хал-хаск.), мангэ (дагурск.), мангудзе (монгорск.), в мифологии монгольских народов чудовище. В отличие от других демонических персонажей (шулмас, чотгор и др.), М. - в основном персонажи сказочно-эпической картины мира. Они осмысливаются как участники неких отдалённых событий «эпической эпохи», впоследствии истреблённые (запертые в подземной пещере; ср. Аврага Могой) эпическим героем. По устной бурятской версии
Гесериады, М. возникли из сброшенных на землю останков злого восточного тенгри Ата Улана. В ойратском эпосе 75 чёрных М. родились в виде лягушат от чудовищной чёрной бабы, возникшей из пены ядовитого жёлтого моря. В другом сюжете сам эпический герой (Хан-Харангуй} превращается в результате колдовства в М. Живут М. в труднодоступных областях среднего мира (в пустынных, голых, тёмных, холодных, смрадных и т. п. местах) - «на краю земли», с нижним миром не связаны, хотя иногда и появляются там. Их жилища - кочевая юрта, укреплённая княжеская ставка, терем, дворец (в поздних сказаниях «феодализированного» эпоса). У М. отсутствуют имена, которые заменяются описательными прозвищами: «Пятнадцатиголовый Атгар Жёлтый мангас», «Двадцатипятиголовый Хотгор Чёрный мангас» и др. Судя по прозвищам (атгар, хотгор и др.; расшифровываются как «изогнутый», «свернувшийся», «переплетённый»), М. змееподобен, его отличительный признак - множество голов (12, 15, 22, 25, 35, 45, 60, 70, 90, 95 и т. д.). У бурят М. называются: «Кусающийся Жёлтый мангадхай», «Асурайский Жёлтый мангадхай» (от др.-инд. асура, «демон»), Цветовые характеристики М. - преимущественно чёрный и жёлтый. М. огромен: пасть от земли до неба, утроба А. вмещает толпы проглоченных им людей, стада и пр. Иногда фигурирует семья М., чаще всего - его мать или старшая сестра (ср. Хагша Хамаган в бурятском фольклоре), выступающие «путевыми вредителями», а также хранительницами «внешних
душ» М. (чтобы одолеть чудовище, герой должен добыть эти души); реже встречаются его жена и дочь (которые часто именуются «шулма», «шулмас») - безобразные ведьмы, нападающие на героя; сын - чудесный младенец, лежащий в железной люльке или выходящий из утробы матери;
его не берёт ни меч, ни пламя, одолеть его можно, лишь прибегнув к волшебству. М. разоряет родину, семейный очаг героя, похищает его имущество, стада, подданных, но прежде всего - жену (реже сестру или мать);
похищение женщин, по-видимому, - основная функция М.
Для сказочных сюжетов характерен другой тип М. - людоед и вампир, живущий в горной пещере среди дикой природы (см. в сюжетах AT 210, 313 и 327 и других, близких к ним;
ср. алт. Дьелбеген, Чилбиген, кирг. джалмаус, Жалмауыз кемпир, уйгур. йелмунгус). Но чёткой границы между эпическими и сказочными типами М. нет.
Под воздействием ламаистских представлений образ М. несколько трансформируется: множественность форм «внешней души» ассоциируется с множеством воплощений («манифестаций» - хулбиганов) чудовища; отсюда, по-видимому, появление поздней черты образа М. - способность к оборотничеству (особенно в эпосе о Гесере). Под влиянием индийской и тибетской мифологий М. (главным образом сказочного типа) перенял ряд черт, свойственных индийским ракшасам, тибетскому сринпо и др. В монгольских шаманских призываниях фигурирует некое божество «всесильный М.-тенгри».
В калмыцком сказочно-эпическом фольклоре выступает персонаж, заменяющий М. или сосуществующий с ним - многоголовый, одноглазый демон мус. В калмыцкой низшей мифологии фигурирует кун-мус («человек-мус») - покрытый шерстью человекоподобный гигант, который после заката солнца выходит из камышовых зарослей, похищает людей, причиняет им вред. Ср. у ордосцев мус-эмеген («женщина-мус»), живущую, согласно поверьям, на луне.
М. (в основном сказочного типа) встречается и в фольклоре ряда тюркских народов: мунгыскар - у сала ров, мангыс - у жёлтых уйгуров, тувинцев и якутов (у последних также и мон-гус). У дунган фигурирует мынгузы;
фонетическая форма наименования этого персонажа свидетельствует о монгорском происхождении термина, а облик (одна из 7 голов - лошадиная, огнедышащая) сложился, возможно, под влиянием тибетской мифологии.
Фольклорно-мифологическими параллелями М. являются также алтайский монъус («враг»), мунъус («дьявол»), моныс, или моныстар («силач»), монгус, могус, муз («великан», «богатырь»), шорский Ай-Мангыс (имя эпического богатыря), тувинский амырга могус, амырга моос (гигантский змей, чудовище, ср. Аврага Могой), тунгусский манги. Но, в отличие от М., среди них имеются не только отрицательные (враг, чудовище), но и положительные (герой, богатырь) персонажи. Скорее всего это вызвано наличием у тюрко-монгольских и тунгусо-маньчжурских народов аналогично звучащих названий «чужих» племён и самоназваний (манги, мангут, мангыт, мангат, мангыс, мангас, мангиян и пр.), откуда возможна двоякая интерпретация древнего этнонима в зависимости от исторических условий: положительная («свой» герой - богатырь) и отрицательная (иноплеменник - враг, демон). В целом, однако, генезис образа М. и этимология (во всех разновидностях) неясны. Высказывались различные предположения о происхождении слова «М.»: от письменно-монг. mayui («дурной», «злой»); от древнеиранского môghu («маг») через тюркское посредство (во всяком случае, к môghu возводятся тюрк. могус, муз, моос, калм. и ордосск. мус); от китайского ман.
Лит.: Lorlncz L., Die Mangue-Schllderung in der mongolischen Volksliteratur, в кн.: Mongolian studies, ed. by L. Ligeti, Bdpst. 1970.
С. Ю. Неклюдов.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Мангус с чётками из черепов.

Мангус с чётками из черепов.


Мангус с чётками из черепов (знак грозного божества).
Монгорская иллюстрация к эпосу о Гесере.


.

Смотреть что такое "МАНГУС" в других словарях:

  • Мангус — (монг.)  – многоголовое змееподобное чудовище, живущее в труднодоступных местах (горах, пустынях, ущельях и т. п.), также злой персонаж сказочного фольклора – людоед или вампир, живущий в горной пещере, демон, великан, наносящий вред людям …   Мифологический словарь

  • Мухаммад Ахмад аль-Мангус — محمد أحمد المنقوش …   Википедия

  • ДЖАНГАР — (калм. Жањhр, монг. Жангар), центральный персонаж богатырских поэм, популярных у монгольских народов (прежде всего калмыков и западных монголов). У волжских калмыков поэмы сложились в монументальный эпический цикл. В Монголии имя героя широко… …   Энциклопедия мифологии

  • Блейк, Уильям — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Блейк. Уильям Блэйк William Blake …   Википедия

  • Буян-Сэцэн-хан — Великий хан Монгольской империи 1592   1603 …   Википедия

  • Лигдэн-хан — Лигдэн хаан Великий хан Монгольской империи 1603   1634 …   Википедия

  • БУРЯТСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических представле ний бурят Прибайкалья и Забайкалья булагатов, эхиритов, хоринцев, хонгодоров и др. Более основательно исследована мифология первых трёх этнических групп; для всех бурят характерно единство мифологических сюжетов …   Энциклопедия мифологии

  • ОЙРАТ-КАЛМЫЦКАЯ МИФОЛОГИЯ — система мифологических представлений ойрат калмыков [калмыков (Калмыцкая АССР, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области) и западных монголов (западная часть МНР) дербетов, баитов, олетов и др.]. В своей основе О. к. м. является составной… …   Энциклопедия мифологии

  • ЭПОС И МИФЫ — Важнейший источник формирования героического эпоса мифы, в особенности мифологические сказания о первопредках культурных героях. В ранней эпике, складывавшейся в эпоху разложения родо племенного строя, героика выступает ещё в мифологической… …   Энциклопедия мифологии

  • Архитекторы Санкт-Петербурга — …   Википедия

Книги

  • Индустрия сознания. Элементы теории медиа, Энценсбергер Ганс Мангус. Стремительное развитие индустрии сознания, то, что она заняла положение ключевой инстанции современного общества, изменяет социальное положение интеллектуала. Перед ним открываются новые… Подробнее  Купить за 223 руб
  • Гибель Титаника, Энценсбергер Ганс Мангус. Ханс Магнус Энценсбергер самый значительный немецкий поэт второй половины XX века, продолжатель традиций гражданской лирики от Гейне до Брехта; долгое время сочетал политический радикализм с… Подробнее  Купить за 221 грн (только Украина)
  • Гибель Титаника, Энценсбергер Ганс Мангус. Ханс Магнус Энценсбергер — самый значительный немецкий поэт второй половины XX века, продолжатель традиций гражданской лирики от Гейне до Брехта; долгое время сочетал политический радикализм… Подробнее  Купить за 205 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»