ЛИЛИТ

ЛИЛИТ
ЛИЛИТ
(евр. lîlîth, часто в форме множ. числа не только жен., но и муж. рода; народная этимология связывает с евр. 1у1, «ночь»), злой дух, обычно женского пола, в иудейской демонологии. В Библии упоминается однажды (Ис. 34, 14; греч. ‘ονοχέντανρος лат. Lamia, ср. Ламия). Имя восходит к именам трёх шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лили; первый и второй - инкуб и суккуб. В роли сук-куба Л. выступает и в еврейской традиции: она овладевает мужчинами против их воли с целью родить от них детей. Поэтому Талмуд («Шаббат» 151 б) не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним. Адам и Ева, будучи в «отлучении» в течение 130 лет, породили духов, дивов и лилит (множ. число муж. рода), сожительствуя с ними («Берешит рабба» 20; «Эрубин» 18 б). Однако в иудейском быту Л. особенно известна как вредительница деторождения (ср. Ламашту). Считалось, что Л. не только наводит порчу на младенцев и изводит их, но похищает (пьёт кровь новорожденных и высасывает мозг из костей) и подменяет их; ей также приписывались порча рожениц и бесплодие женщин. Согласно Талмуду, Л. волосатая («Эрубин» 18 б), крылатая («Нидда» 24 б), она - мать Ахримана («Баба Батра» 7 За). В арамейском переводе кн. Иова (1, 15) слово «Саба» переведено как «Лилит, царица Змаргада» (изумруда; вероятно, отождествление с царицей Савской).
Согласно одному преданию, Л. была первой женой Адама: бог, сотворив Адама, сделал ему из глины жену и назвал её Л. У Адама с Л. сразу же возник спор. Л. утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела. В Красном море её настигли три ангела, посланные богом. Л. отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Ангелы взяли с неё клятву в том, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Она приняла на себя наказание: отныне будут ежедневно умирать сто из её детей. В одном из заговоров для роженицы и новорожденных (в каббалистической книге «Разиэл», 13 в.), который повторяет этот сюжет, вместо Л. выступает Первая Ева. Первая Ева упоминается и в «Берешит рабба» 12: о ней говорится, что она обратилась в прах еще до сотворения Евы. Согласно «Зогар» (11, 267 б), Л. стала женой Самаэля, матерью демонов. Один из наиболее распространенных текстов заговоров для роженицы (известный на многих языках народов Ближнего Востока и Восточной Европы и применяемый позже против дурного глаза и разных болезней) рассказывает, как некий святой (Илья, Михаил, Сисиний и др.) в дороге (часто - спускаясь с горы) встретил ведьму (часто - у моря) и спросил, куда она направляется. Услышав, что она идёт в дом роженицы с целью повредить ей, он заставил её назвать все свои 9 (12, 40) имен и поклясться, что она не повредит роженице и младенцу, если увидит в доме все свои имена. Амулеты и заговоры для рожениц против Л. должны были содержать не только имена трёх ангелов (пытавшихся возвратить Л.), но и имена самой Л. [некоторые из них: Батна (евр.-арам., «чрево»), Одем («краснота»), Аморфо (греч., «не имеющий формы»), «Мать, удушающая дитя», имя из сирийского текста]. Тексты заклинаний арамейских и мандейских магических чаш используют против Л. формулу развода (свидетельство того, что Л. воспринималась и как суккуб). Лилиты во главе с их матерью и предводительницей Руха (дух) часто упоминаются в мандейских текстах.
. Благодаря большому интересу к каббале в Европе эпохи Возрождения предание о Л. как первой жене Адама стало известно европейской литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Такое представление о Л. появляется и в средневековой еврейской литературе (хотя в еврейской традиции красивая внешность Л. связана с ее способностью менять свой облик). Известны, например, рассказы о том, как Л. в облике царицы Савской соблазнила бедняка из Вормса. О каббалисте Иосифе делла Рейна рассказывали, что он добровольно предался Л. Представление о прекрасной, магически соблазнительной Л. лежит в основе рассказа А. Франса «Дочь Лилит» и поэмы А. Исаакяна «Лилит», где прекрасная, «неземная», сделанная из огня Л. противопоставляется «простой», обыденной Еве. Такое же противопоставление Л. Еве выступает в стихотворении М. Цветаевой «Попытка ревности». Шотл. писателю Дж. Макдональду принадлежит роман «Лилит».
Лит.: Gaster M„ Two thousand jears of a charm against the child-stealing with, «Folklore», XI (XLVI), 1900, № 2; Krebs W., Lilith - Adams erste Frau, «Zeitschrift fur Religions- und Geistesgeschichte», 1976, № 27: Levi G., Lilit et lilin, «Revue des Etudes juives»., •1914, т. 68, № 136;
Zoller I., Lilith, «Revista di Antropologia», 1926, t. 27.
А. А. Папазян.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЛИЛИТ" в других словарях:

  • Лилит — (ивр. לילית‎) «Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века …   Википедия

  • Лилит — у древних иудеев демоническое существо, обычно женского пола. Её имя связано со словом ночь. Она овладевает мужчинами против их воли с целью родить от них детей. Она не только изводит младенцев, но и пьёт их кровь и подменяет их. Согласно одному… …   Исторический словарь

  • ЛИЛИТ — ЛИЛИТ, легендарная первая жена Адама. В мифологии ряда народов считалась демоном ночи, насылающим порчу на детей …   Энциклопедический словарь

  • лилит — сущ., кол во синонимов: 2 • демоница (2) • жена (136) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ЛИЛИТ — злой дух, в иудейской демонологии обычно женского рода. Имя восходит к именам трех шумерских демонов: Лилиту, Лилу и Ардат Лили. Первый из них суккуб, а второй инкуб, что предполагает андрогинную природу Лилит. Но в европейской традиции Лилит… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • ЛИЛИТ — в еврейском фольклоре женский демон ночи. Считалось, что она насылает эротические сновидения. Согласно поверью, Лилит стремится навести порчу на младенца и его мать или вовсе их извести, особенно в первую неделю после родов. В раввинистической… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛИЛИТ — (по преданию, первая жена Адама, сотворенная, как и он, из глины) Как тайна, как сон, как праматерь Лилит... Не волей своею она (Мелхола) говорит: Наверно, с отравой мне дали питье, И мой помрачается дух. Бесстыдство мое! Униженье мое! Бродяга!… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Лилит —     (Евр.) По еврейскому преданию демоница, которая была первой женой Адама, до того как была сотворена Ева; полагают, что она имеет фатальное влияние на матерей и новорожденных младенцев. Лил есть ночь, а Лилит есть также сова, и в средневековых …   Религиозные термины

  • Лилит —          злой дух, обычно жен. пола, в иуд. демонологии. Имя восходит к им. трех шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лили; первый и второй инкуб и суккуб. В роли суккуба Л. выступает и в еврейской традиции: она овладевает мужчинами против их… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • ЛИЛИТ — (Евр.) По еврейскому преданию демоница, которая была первой женой Адама, до того как была сотворена Ева; полагают, что она имеет фатальное влияние на матерей и новорожденных младенцев. Лил есть ночь, а Лилит есть также сова, и в средневековых… …   Теософский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»