ИСААК

ИСААК
ИСААК
(евр. jishaq, из jîtzhâq-'el, «бог да воссмеётся», в значении «да взглянет милостиво»), в преданиях иудаизма сын Авраама и Сарры, наследник «завета» Авраама с Яхве; отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен израилевых (см. Двенадцать сыновей Иакова). Согласно ветхозаветному повествованию, Авраам дожил до 99 лет, не имея иного сына, кроме Измаила от Агари, рабыни Сарры; однако Яхве в видении торжественно обещает Аврааму чудо рождения И. от 100-летнего отца и 90-летней матери (Быт. 17, 16-21); услышав это обещание, Сарра «внутренне рассмеялась» [18, 12-13; народная этимология (Быт. 21, 6) истолковывает имя И. как воспоминание об этом]. Невозможность по законам природы зачатия И. (а значит, и появления «избранного народа», который должен от него произойти) подчёркивается позднейшими иудаистическими легендами; так, в талмудическом трактате Шаббат 156а приводится версия, согласно которой даже астрологический гороскоп Авраама показал отсутствие у него законного сына от Сарры (на эту версию ссылались, обосновывая положение, по которому астрологические прогнозы не имеют силы для верующего в Яхве). С другой стороны, этот сюжет выявляет общую парадигматическую схему рождения от бесплодной матери или от престарелых родителей, встречающуюся и в Ветхом завете (история рождения Самуила, 1 Царств 1), но занимающую особенно важное место в христианских преданиях (рождение девы Марии от Иоакима и Анны, рождение Иоанна Крестителя от Захарии и Елисаветы). Согласно ряду послеветхозаветных версий, И. родился в месяце нисане (соответствует марту-апрелю, поре праздника еврейской пасхи), в полдень (солярная черта). На восьмой день И. был обрезан; по случаю отлучения И. от груди Авраам устроил большой пир (Быт. 21, 4 и 8). Агадические легенды добавляют, что на нём были посрамлены злые языки, оспаривавшие чудесное материнство престарелой Сарры и утверждавшие, будто И.- либо усыновлённый подкидыш, либо сын Агари: Сарра накормила своей грудью всех младенцев, бывших с матерями на многолюдном пиршестве. После этого оставалось усомниться только в отцовстве Авраама; но тогда бог придал И. необычайное, чудесное сходство с отцом, доходившее до неразличимости, и для сомнений не осталось места (этот популярный сюжет повторяется в целом ряде мидрашистских текстов, а также в вавилонском Талмуде, трактат Сангедрин 1076). Затем библейское повествование сообщает, что Измаил как-то «насмехался» над И., после чего Агарь и Измаил были изгнаны по настоянию Сарры, подтверждённому словом Яхве (Быт. 21, 9-14). Испытывая Авраама, Яхве приказывает ему принести И. в жертву на горе в «земле Мориа». По поздней версии, дублирующей вступительный эпизод истории Иова, испытание Авраама было спровоцировано обвинительным выступлением сатаны, оспаривавшего его благочестие (трактат Сангедрин 896 и др.). Толкователи сообщают также об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить И. к возмущению против своей жертвенной участи; однако И. остался безропотным и, боясь малодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам (Берешит рабба 56). Когда связанный И. уже лежит на жертвеннике, а над ним занесён нож отца, явление ангела Яхве останавливает жертвоприношение, а в жертву идёт баран, запутавшийся рогами в ветвях поблизости от жертвенника (Быт. 22, 9-13). Смысл эпизода имеет много аспектов: это одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений, и фиксация момента их принципиальной отмены, и требование готовности принести в жертву свою собственную волю.
Далее повествуется, что в 37-летнем возрасте И. приходится пережить смерть матери, а ещё через три года Авраам посылает своего домоправителя Елеазара в Месопотамию, в край своих родичей, за невестой для И. Эпическое сватовство оказывается благополучным, и Елеазар возвращается с Ревеккой, внучатной племянницей Авраама (Быт. 24, 2-67). Брак долго остаётся бесплодным; наконец, после молитв И. рождаются близнецы Исав и Иаков, начавшие распрю уже во чреве матери. Во время голода И. переселяется в Герар, где из страха перед опасностью для жизни из-за возможных посягательств царя Авимелеха на Ревекку выдаёт её за свою сестру (26, 7), точно так, как Авраам делал это с Саррой. Благословение Яхве приносит посевам и стадам И. необычайное плодородие, так что его возросшее богатство внушает филистимлянам Герара зависть; они его изгоняют, но затем, признав над ним покровительство божества, заключают с ним союз. Под старость И. слепнет; между тем его предпочтение принадлежит Исаву, как предпочтение Ревекки - Иакову. И. посылает Исава на охоту, обещая по вкушении добытой им дичи торжественно благословить его (делая тем самым наследником обетований Яхве Аврааму); но Ревекка подсылает к незрячему И. Иакова, который обманом получает благословение И.; обиженный Исав угрожает тотчас после смерти И. убить брата, так что И. отсылает Иакова в Месопотамию, дав ему новое благословение. Прожив 180 лет, И. дожил до возвращения Иакова с Лией, Рахилью и детьми из Месопотамии и похоронен обоими сыновьями (35, 29) в пещере Махпела.
В западноевропейском искусстве И. чаще всего изображается в ситуации принесения в жертву (см. в ст. Авраам).
Лит.: Jepsen J., Zur Überlieferungsgeschichte der Vätergestalten, «Wissenschaftliche Zeitschrift...», 1953/54, Н. 2/3.
С. С. Аверинцев.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Исаак благословляет Иакова.

Исаак благословляет Иакова.


Исаак благословляет Иакова.
Мозаика.
Первая половина XIII в.
Монреале (Сицилия).
Собор.

Жертвоприношение Авраама.

Жертвоприношение Авраама.


Жертвоприношение Авраама.
Картина Андреа дель Сарто.
1525—26.
Дрезден.
Картинная галерея.

Исаак и Ревекка.

Исаак и Ревекка.


Исаак и Ревекка.
Фрагмент картины Рембрандта.
Около 1660.
Амстердам.
Государственный музей.

Андреа дель Сарто. Жертвоприношение Авраама. Около 1527 г.


Андреа дель Сарто. Жертвоприношение Авраама. Около 1527 г.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Исаак и Ревекка или Еврейская невеста. Около 1666 г.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Исаак и Ревекка или Еврейская невеста. Около 1666 г.

Джотто ди Бондоне. Цикл фресок о жизни св. Франциска Ассизского. Благословение Исаака. Фрагмент. Около 1292-1294 гг.


Джотто ди Бондоне. Цикл фресок о жизни св. Франциска Ассизского. Благословение Исаака. Фрагмент. Около 1292-1294 гг.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ИСААК" в других словарях:

  • Исаак II — Ангел греч. Ισαάκιος Β’ Άγγελος Золотая монета времён Исаака Ангела …   Википедия

  • Исаак — в Ветхом Завете второй из патриархов Израиля, рождённый Авраамом (в возрасте 100 лет) и Саррой (в возрасте 90 лет). Отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен (племён) Израилевых. Исаак был наследником завета (договора) Авраама с Богом …   Исторический словарь

  • Исаак I — Комнин греч. Ισαάκιος Α΄ Κομνηνός М …   Википедия

  • Исаак — а, муж.; разг. Исак, а.Отч.: Исаакович, Исааковна.Происхождение: (Др. евр. имя Iisaq он будет смеяться.)Именины: (см. Исаакий) Словарь личных имён. Исаак См. Исакий …   Словарь личных имен

  • ИСААК —     ИСААК (Isaak, Ysaak) бен Соломон Израэли, Исаак Израэли (832/855, Египет 932/955, Тунис) предтеча еврейского средневекового неоплатонизма, ученый врач, преимущественно окулист. Жил и работал при дворе просвещенных халифов Фатимидской династии …   Философская энциклопедия

  • Исаак — патриарх (католикос) Армении, жил около середины XII века. Воспитанный в духе армянской церкви, Исаак убедился в правоте православия и написал два слова ( Logoi steliteuticoi (греч.)) против заблуждений армян; впервые их издал по парижской… …   Биографический словарь

  • Исаак — (евр. Йицхак), Он смеется или смех ). В Быт 17:19 Бог дал такое имя сыну см. Авраама и Сарры (см. Сарра) еще до его появления на свет, поскольку Авраам смеялся, не поверив в Божье обетование о рождении сына. Далее говорится, что смеялась и Сарра …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • исаак — смех; Исак; Исаакий; Изя Словарь русских синонимов. исаак сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Исаак — (еврейск, ицхак смех) библейский патриарх, названный таквследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. XVII, 17 19; XVIII,12; XXI, 6). Это был сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийсяносителем всех данных им обетований. Когда ему было 25… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Исаак — (евр. yishaq, ishaq el, «Бог да воссмеется», в значении «да взглянет милостиво»), в преданиях иудаизма сын Авраама и Сарры, наследник «завета» Авраама с Господом; отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен Израилевых. Согласно… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»