- ИРВОЛЬСОНСИН
- ИРВОЛЬСОНСИН
(«солнце - луна - звёзды - дух»), в корейской мифологии собирательное название божеств солнца, луны и звёзд, спасающих людей от наводнения и засухи. Представления о могуществе небесных тел отражены в «Самгук саги». Мифы о происхождении солнца, луны и звёзд распространены в различных вариантах и в фольклоре, где в светила превращаются обыкновенные люди. Согласно одному из солярных мифов, тигр, съевший мать четырёх братьев, оделся в её платье, пришёл в дом, где она жила, и схватил младшего брата. Остальные братья забрались на сосну, но тигр полез вверх за ними. Тогда они призвали на помощь небесного владыку, и тот спустил с неба железную верёвку, по которой они поднялись на небо. Тигр также стал подниматься, но сорвался на поле индийского проса и испустил дух. (Считается, что красный цвет стеблей этого проса - след от крови тигра.) Брат по имени Хэсун («солнышко») стал солнцем, Тальсун («месяц») - луной, Пёльсун («звёздочка») - звёздами. По варианту мифологизованной сказки, брат и сестра, любящие друг друга, испугавшись тигра, попадают на небо и становятся луной и солнцем. В ранних письменных источниках записи о создании светил сохранились в виде мифа об Ено-ран и Се-онё.
Лит.: Сон Джинтхэ, Чосон минсок сорхваый ёнгу (Исследование прозаических форм корейского фольклора), Сеул, 1947; Хон Гимун, Чосон синхва ёнгу (Исследование корейских мифов), Пхеньян, 1964, с. 217.
Л. К.(Источник: «Мифы народов мира».)Божество солнца с изображением символа солнца трёхлапой вороны.
Божество солнца с изображением символа солнца трёхлапой вороны.
Фрагмент стенной живописи в когурёской гробнице «Сасинчхон» VIVII вв.
Тунгоу (Цзиань, Северо-Восточный Китай).Лунный заяц и жаба.
Лунный заяц и жаба.
Фрагмент стенной живописи в когурёской гробнице «Кэмачхон».
VI в.
Уезд Тэдон, провинция Пхёнан-Намдо (КНДР).
.