ИОАКИМ И АННА

ИОАКИМ И АННА
ИОАКИМ И АННА
(Иоаким - греч.Ίωακειμ, евр. jehôjâqîm, «Яхве воздвигнет»; Анна - греч. Άννα,евр. hânnâh, «благодать», «милость»), в христианском предании родители девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав. «богоотцы»). В канонических новозаветных текстах И. и А. не упоминаются (евангелисты в соответствии с иудейской традицией сакрального права заинтересованы исключительно в генеалогии Христа со стороны Иосифа Обручника, т. е., строго говоря, как бы в легальной фикции). Первоисточник многочисленных легенд об И. и А. - раннехристианский апокриф «Рождество Марии», возникший ок. 200 (по-видимому, в Египте) и получивший впоследствии название «Протоевангелие Иакова». По преданию, Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида (будучи, т. о., родичем Иосифа Обручника), а Анна - из колена Левия, из священнического рода Аарона; в их браке соединилось наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа; будучи людьми состоятельными, они треть своих доходов отдают на жертвоприношения и пожертвования в Иерусалимский храм, треть - на дела милосердия и только треть оставляют себе. До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, им было отказано в потомстве. Когда Иоаким в очередной раз явился в храм с жертвой, его оттолкнули на том основании, что его бездетность - очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна богу. Глубоко удручённый старец ушёл из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая своё бесплодие среди общего плодородия природы (образец для многочисленных жалоб на бездетность в средневековой литературе, в том числе и русской), пока ангел не велел ему возвращаться к жене, обещав рождение младенца; то же обещание получила на молитве и Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима - излюбленная тема живописи средних веков и Возрождения. И. и А. три года воспитывают поздно родившуюся дочь (византийская иконографическая традиция знает изображение этой четы, склонившейся над Марией, которая делает свой первый шаг, - мотив, имеющий соответствие в том же апокрифе), а затем по обету посвящают её богу и отдают в храм.
Для христианской догматики и культа отношения И. и А. - воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда (в католицизме в 19 в. оформился особый догмат о непорочном зачатии девы Марии в браке её родителей).
Из многочисленных изображений на тему легенды о И. и А. - фрески Джотто. На исходе средневековья на Западе Анна получает отдельный культ (отражающийся и в иконографии) как целительница болезней, особенно чумы. Народный культ Анны со всеми его грубыми, подчас отталкивающими чертами, но я со всей его жизненностью - тема гротескной поэмы франц. поэта 2-й пол. 19 в. Т. Корбьера «Площадной рапсод и прощение святой Анны».
Лит.: Strycker Е. de, La forme la plus ancienne du Protevangile de Jacquea, Brux., 1-1.
С. С. Аверинцев.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот.

Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот.


Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот.
Фреска Джотто.
Около 1305.
Падуя.
Капелла дель Арена.

Иоаким среди пастухов.

Иоаким среди пастухов.


Иоаким среди пастухов.
Фреска Джотто.
Около 1305.
Падуя.
Капелла дель Арена.

Явление ангела Иоакиму.

Явление ангела Иоакиму.


Явление ангела Иоакиму.
Мозаика церкви монастыря в Дафни.
Вторая половина II в.

Джотто ди Бондоне. Цикл фресок капеллы Арена в Падуе (капелла Скровеньи). Встреча у Золотых ворот. 1304-1306 гг.


Джотто ди Бондоне. Цикл фресок капеллы Арена в Падуе (капелла Скровеньи). Встреча у Золотых ворот. 1304-1306 гг.

Джотто ди Бондоне. Цикл фресок капеллы Арена в Падуе (капелла Скровеньи). Иоаким среди пастухов. 1303-1306 гг.


Джотто ди Бондоне. Цикл фресок капеллы Арена в Падуе (капелла Скровеньи). Иоаким среди пастухов. 1303-1306 гг.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ИОАКИМ И АННА" в других словарях:

  • Иоаким и Анна — (Иоаким греч. евр. «Господь воздвигнет»; Анна греч. евр. hanna, «благодать», «милость»), в христианском предании родители Девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк. слав. «богоотцы»). В канонических новозаветных текстах И. и А. не… …   Энциклопедия культурологии

  • ИОАКИМ И АННА — [греч. ᾿Ιωακεμ κα ῎Αννα], святые, праведные (пам. 9 сент.), родители Пресв. Богородицы. И. и А., как и др. библейские праведники родственники Иисуса Христа по плоти, именуются в правосл. литургическом предании богоотцами. Термин θεοπάτωρ… …   Православная энциклопедия

  • Иоаким и Анна — (евр. «Яхве воздвигнет») и Анна (евр. «благодать», «милость»)    согласно Священному Преданию, родители Девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк. слав. «Богоотцы»). В ка нонических новозаветных текстах Иоаким и Анна не упоминаются.… …   Православие. Словарь-справочник

  • ИОАКИМ и АННА — Богоотец и мать Пресвятой Богородицы. Иоаким и Анна два имени, стоящие рядом, которые слышит православный христианин за каждым богослужением. Церковь именует их, предков по плоти Господа нашего Иисуса Христа Богоотцами. Они даровали миру… …   Русская история

  • Иоаким и Анна — святые праведные, родители Пресвятой Девы Марии. Празднование общее 9/22 сентября, Анне 25 июля/7 августа и 9/22 декабря …   Православный энциклопедический словарь

  • Иоаким и Анна —          в христ. предании родители девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Анна Кашинская — Анна Кашинская, святая благоверная великая княгиня, дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича . Родилась во второй половине XIII столетия; в 1294 году сочеталась браком с тверским, а впоследствии великим князем Михаилом Ярославичем , замученным в …   Биографический словарь

  • Анна — ы, жен.Производные: Анночка (Аннечка); Аннушка; Аннуша; Аннуся (Аннюся); Аннюня; Нюня; Аня (Ана); Анюра; Нюра; Нюрася; Нюраха; Нюраша; Анюша (Ануша); Нюша; Анюта; Нюта; Ануся (Анюся); Нуся (Нюса); Аннета; Нета; Ася.Происхождение: (Др. евр. имя… …   Словарь личных имен

  • ИОАКИМ Богоотец — (1 в. до н. э.), святой, праведный, супруг святой Анны (см. АННА (праведная)), отец Богородицы. Память в Православной церкви 9 (22) сентября, в Католической 20 марта, 26 июля и 9 сентября …   Энциклопедический словарь

  • АННА (праведная) — АННА (1 в. до н. э.), святая, праведная, жена Иоакима (см. ИОАКИМ Богоотец), мать Пресвятой Богородицы (см. МАРИЯ (Богородица)), которую она родила после 20 летнего бесплодия. Память в Православной церкви 25 июля (7 августа), 9 сентября и 9 (22)… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»