- ИОАКИМ И АННА
- ИОАКИМ И АННА
(Иоаким - греч.Ίωακειμ, евр. jehôjâqîm, «Яхве воздвигнет»; Анна - греч. Άννα,евр. hânnâh, «благодать», «милость»), в христианском предании родители девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав. «богоотцы»). В канонических новозаветных текстах И. и А. не упоминаются (евангелисты в соответствии с иудейской традицией сакрального права заинтересованы исключительно в генеалогии Христа со стороны Иосифа Обручника, т. е., строго говоря, как бы в легальной фикции). Первоисточник многочисленных легенд об И. и А. - раннехристианский апокриф «Рождество Марии», возникший ок. 200 (по-видимому, в Египте) и получивший впоследствии название «Протоевангелие Иакова». По преданию, Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида (будучи, т. о., родичем Иосифа Обручника), а Анна - из колена Левия, из священнического рода Аарона; в их браке соединилось наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа; будучи людьми состоятельными, они треть своих доходов отдают на жертвоприношения и пожертвования в Иерусалимский храм, треть - на дела милосердия и только треть оставляют себе. До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, им было отказано в потомстве. Когда Иоаким в очередной раз явился в храм с жертвой, его оттолкнули на том основании, что его бездетность - очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна богу. Глубоко удручённый старец ушёл из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая своё бесплодие среди общего плодородия природы (образец для многочисленных жалоб на бездетность в средневековой литературе, в том числе и русской), пока ангел не велел ему возвращаться к жене, обещав рождение младенца; то же обещание получила на молитве и Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима - излюбленная тема живописи средних веков и Возрождения. И. и А. три года воспитывают поздно родившуюся дочь (византийская иконографическая традиция знает изображение этой четы, склонившейся над Марией, которая делает свой первый шаг, - мотив, имеющий соответствие в том же апокрифе), а затем по обету посвящают её богу и отдают в храм.
Для христианской догматики и культа отношения И. и А. - воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда (в католицизме в 19 в. оформился особый догмат о непорочном зачатии девы Марии в браке её родителей).
Из многочисленных изображений на тему легенды о И. и А. - фрески Джотто. На исходе средневековья на Западе Анна получает отдельный культ (отражающийся и в иконографии) как целительница болезней, особенно чумы. Народный культ Анны со всеми его грубыми, подчас отталкивающими чертами, но я со всей его жизненностью - тема гротескной поэмы франц. поэта 2-й пол. 19 в. Т. Корбьера «Площадной рапсод и прощение святой Анны».
Лит.: Strycker Е. de, La forme la plus ancienne du Protevangile de Jacquea, Brux., 1-1.
С. С. Аверинцев.(Источник: «Мифы народов мира».)Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот.
Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот.
Фреска Джотто.
Около 1305.
Падуя.
Капелла дель Арена.Иоаким среди пастухов.
Иоаким среди пастухов.
Фреска Джотто.
Около 1305.
Падуя.
Капелла дель Арена.Явление ангела Иоакиму.
Явление ангела Иоакиму.
Мозаика церкви монастыря в Дафни.
Вторая половина II в.
Джотто ди Бондоне. Цикл фресок капеллы Арена в Падуе (капелла Скровеньи). Встреча у Золотых ворот. 1304-1306 гг.
Джотто ди Бондоне. Цикл фресок капеллы Арена в Падуе (капелла Скровеньи). Иоаким среди пастухов. 1303-1306 гг.
.