ИДЗАНАКИ И ИДЗАНАМИ

ИДЗАНАКИ И ИДЗАНАМИ
ИДЗАНАКИ И ИДЗАНАМИ
[Идзанаки-но ками и Идзанами-но ками; имена не расшифрованы, есть предположение, что их происхождение можно проследить из данных протоавстронезийского языка и они означают «первый мужчина» и «первая женщина», их связывают также с божествами Ранги (отец-небо) и Папа (мать-земля) в полинезийской мифологии], в японской мифологии боги, последние из пяти поколений богов, являющихся на свет парами, после семерых богов, которые были «каждый сам по себе и не дали себя увидеть» («Кодзики», св. I). Они - первые божества, имеющие антропоморфный облик и обладающие способностью рождения других богов. Высшие небесные боги, явившиеся первыми при разделении неба и земли, поручают им «оформить» землю, которая находится ещё в жидком, бесформенном состоянии и, подобно всплывающему жиру, медузой носится по морским волнам (св. I), и создать страну. Миф рассказывает, как, стоя на мостике над небесным потоком, оба бога погружают пожалованное им высшими богами копьё в морскую воду и месят её, вращая копьё, а когда затем они поднимают копьё, капли соли, падая с него, загустевают и образуют остров. Он получает название Оногородзима («самозагустевший»). Сойдя на остров, оба бога превращают его в срединный столб всей земли, а затем совершают брачный обряд, состоящий в церемонии обхождения вокруг столба и произнесения любовного диалога. Однако рождённое ими потомство оказывается неудачным: первое дитя рождается без рук и ног, «подобно пиявке», второе - Авасима [«пенный (непрочный) остров»], который они тоже «за дитя не сочли». Обеспокоенные неудачей, оба бога обращаются к высшим небесным богам за советом и с помощью магических действий узнают, что причина кроется в неправильном совершении ими брачного обряда: брачные слова первой произнесла богиня Идзанами - женщина. Боги повторяют обряд, но теперь первым говорит Идзанаки. От их брака на свет появляются острова - они и составляют страну Японию, а затем боги-духи, заселяющие её: это боги земли и кровли, ветра и моря, гор и деревьев, равнин и туманов в ущельях и многие другие. Последним является бог огня Кагуцути, рождение которого опаляет лоно Идзанами, и она умирает - согласно мифу, удаляется в царство мёртвых ёми-но куни. Горюя о её кончине, - ведь страна, которую оба бога должны были создать, «ещё не устроена», - Идзанаки отправляется за ней в подземное царство. Миф рассказывает о его злоключениях в стране смерти, бегстве из неё и о расторжении им брака с Идзанами, ставшей божеством подземной страны. Затем Идзанаки совершает очищение, во время которого является на свет множество богов. Последними рождаются три великих божества: от капель воды, омывших левый глаз Идзанаки, является богиня солнца Аматэрасу, от воды, омывшей его правый глаз, - бог ночи и луны Цикуёми, и, наконец, от воды, омывшей нос Идзанаки, является бог ветра и водных просторов Сусаноо. Идзанаки распределяет между ними свои владения: Аматэрасу, старшая сестра, получает в управление такамо-но хара - равнину высокого неба, бог луны - царство ночи, а Сусаноо - равнину моря. В этом мифе, наиболее подробно изложенном в «Кодзики», обрисован космогонический процесс, дано описание брачного обряда у древних японцев. Можно также с известной степенью достоверности определить ступень развития древнего японского общества, достигнутую ко времени создания мифа, как переход от материнского права к отцовскому: именно то, что при заключении брачного обряда женщина заговорила первой, привело к рождению «неудачного» потомства, и лишь вмешательство высших богов помогает исправить ошибку. О том же говорит и рождение детей одним лишь Идзанаки, без участия женского божества, и то, что Идзанами становится олицетворением сил смерти, тёмным началом, Идзанаки же представляет светлые силы, защищающие людей, и даже становится покровителем рожениц. Как отец трёх главных божеств, он выступает и как глава патриархальной семьи, производящей между детьми раздел наследства, каким является вселенная. Оба бога упоминаются также в «Нихонги», в норито, в «Идзумофудоки». В «Нихонги», в частности, указывается, что местом зарождения культа Идзанаки была провинция Авадзи (ныне Авадзисима в префектуре Хиого).
Лит.: Даюн Цугита, Кодзики-синко, Токио, 1933; Ообяси Тарё, Нихон синва, Токио, 1976.
Е. М. Пинус.

(Источник: «Мифы народов мира».)
ИДЗАНАКИ и ИДЗАНАМИ
в японской мифологии первые божества, имеющие облик и способные родить других богов. От появились Японские острова и боги. Детьми Идзанаки и Идзанами стали боги кровли, ветра и моря, гор и деревьев, равнин и туманов в ущельях и многие другие Последним родился бог огня Кагуиути. Он был такой горячий, что опалил мать, и она удалилась в царство мертвых. Безутешный Идэанаки отправился за женой в подземное царство, чтобы уговорить ее вернуться в мир. Однако Идзанами отказалась вернуться. Она стала богиней подземного царства, и Идзанаки развелся с ней. На земле Идзанаки совершил священное омовение, от капель которого появилось на свет множество богов.
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ИДЗАНАКИ И ИДЗАНАМИ" в других словарях:

  • ИДЗАНАКИ И ИДЗАНАМИ — в японской мифологии боги супруги, породившие землю, а также божества природы …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИДЗАНАКИ И ИДЗАНАМИ — ИДЗАНАКИ И ИДЗАНАМИ, в японской мифологии боги супруги, породившие землю, а также божества природы …   Энциклопедический словарь

  • Идзанаки и Идзанами — (яп.)  – первая пара богов, имеющих человекоподобный облик и способных рождать других богов. Они появились после семерых высших богов, «которые были сами по себе и не дали себя увидеть». Высшие небесные боги поручили им оформить землю и создать… …   Мифологический словарь

  • ИДЗАНАКИ И ИДЗАНАМИ — [япон. Идзанаки но ками и Идзанами но ками], пара богов создателей мира в япон. религии синто. Предположительно имена этих богов восходят к протоавстронезийскому языку и означают «первый мужчина» и «первая женщина». Согласно япон. хронике Кодзики …   Православная энциклопедия

  • Идзанами — Одно из первых божеств в японском синтоизме. При совокуплении с своим братом Идзанаки они совершают ошибку, в результате которой на свет появляется Хируко (Пиявка). В результате последующих совокуплений Идзанаки и Идзанами порождают Японские… …   Религиозные термины

  • Идзанаки — Одно из первых божеств в японском синтоизме. При совокуплении с своей сестрой Идзанами они совершают ошибку, в результате которой на свет появляется Хируко (Пиявка). В результате последующих совокуплений Идзанами и Идзанаки порождают Японские… …   Религиозные термины

  • ЁМИ-НО КУНИ — ёмоцукуни, ёмицукуни (др. япон., «страна жёлтого источника»), в японской мифологии подземное царство, страна мёртвых. Название, по видимому, заимствовано из китайского языка, где загробный мир именуется «Жёлтый (подземный) источник» (см. Диюй). В …   Энциклопедия мифологии

  • СУСАНОО — Такэхая Сусаноо но микото (др. япон. элемент «такэ» расшифровывается как «доблестный, храбрый», «хая» «быстрый, бурный, буйный», «Суса» старинный топоним в Идзумо, «микото» «бог»; другое толкование: от сусабу «быстро, бурно действовать, яриться»; …   Энциклопедия мифологии

  • КАГУЦУТИ — КАГУЦУТИ, в японской мифологии бог огня и вулканов. В «Кодзики (см. КОДЗИКИ)» один из персонажей мифа об Идзанаки и Идзанами (см. ИДЗАНАКИ И ИДЗАНАМИ): рожая его, умирает богиня Идзанаки. В отместку Идзанами убивает Кацугути, но из его крови… …   Энциклопедический словарь

  • Ками — У этого термина существуют и другие значения, см. Ками (значения). Синтоизм Основы …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»