ЕНОХ

ЕНОХ
ЕНОХ
Энох (евр. hãnôk, истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель»; греч.Ένώχ), в религиозно-мифологических представлениях иудаизма и христианства: 1) старший сын Каина, назвавшего его именем город (Быт. 4, 17-18, - по генеалогии, считающей Каина старшим сыном Адама); 2) потомок Адама в седьмом поколении (по другой генеалогии, считающей старшим сыном Адама не Каина, а Сифа), прадед Ноя, отец Мафусаила. Ветхозаветный рассказ о Ё. (Быт. 5, 21-24) отличается краткостью и загадочностью. Время жизни Ё. - 365 лет (число, вызывающее ассоциации с числом дней солнечного года; ср. роль этого числа в символике Митры, в гностицизме - см. Абраксас). Далее сказано: «и ходил Енох пред богом; и не стало его, потому что бог взял его». Эти скупые данные породили обширную традицию позднеиудейских легенд, получившую отголоски в раннем христианстве, в исламе (см. Идрис), в каббалистической литературе. В легендах о Е. выделяются следующие основные мотивы. Е. - культурный герой, основатель письменности (и прообраз благочестивого писца, исполняющий «канцелярские» обязанности даже в потустороннем мире), иногда основатель астрологии (переосмысление солярно-космических мотивов?). Ё. - образец мистического общения с богом и аскетического уединения для этого общения (ср. мотив встречи царя-законодателя с божеством, напр., в греческом мифе о Миносе и Зевсе); согласно поздним версиям в еврейских «Книге праведного» и «Мидраше Абот», он уходил в затвор для молитвы и лишь по велению бога выходил оттуда к людям - сначала через каждые три дня, затем раз в неделю, в месяц, в год. Ё. - религиозный наставник человечества, учивший словом и примером, «образ покаяния для поколений» (Иис. Сир. 44, 15), прототип пророка, мудреца. Ё. - праведный царь, законодатель и миротворец, первоверховный «правитель правителей» человечества, правление которого, явившее подобие универсального и справедливого царства солнца (мотив, живущий не только в мифологическом оформлении древних монархий и политических утопий, но и в одном из эпитетов Иисуса Христа - «Солнце справедливости», восходящем к Малах. 4, 2 - ср. сказанное выше о солярных чертах образа Е.), продолжалось, по некоторым поздним версиям, 243 = 35 лет; это была светлая полоса жизни человечества между «порчей» во времена патриарха Еноса (когда, по мнению еврейской экзегезы к Быт. 4, 26, люди научились идолопоклонству и магическим манипуляциям именем Яхве) и ещё большим растлением перед потопом. Е. - человек, «взятый богом» на небо - первый в ряду образов, которые в иудейско-христианской традиции мыслятся как телесно сохраняемые живыми где-то в «ином» мире в ожидании часа возвращения в «этот» мир (ср. судьбу Илии, иногда - Мельхиседека, редко - Моисея; ср. христианские представления о телесном воскресении и вознесении Христа, следующих за его смертью, и ожидающемся его втором пришествии и др.). Целое направление эсхатологически ориентированной иудейской литературы, отчасти предшествовавшей, отчасти современной раннему христианству (книга Е., дошедшая до нас в эфиопском переводе; отличная от неё книга Е. Праведного, дошедшая в славянском переводе; т. н. 3-я книга Е., фрагменты еврейского и арамейского текстов которой были открыты только в 50-х гг. 20 в. в Кумране; 2 в.), описывает водворение Е. в запредельных покоях небесного двора, сообщение ему тайн устройства небес и божественно-ангельского управления космосом, наконец, дарование ему сана «мата-трона» (собств. «метатрон» - «стоящий у престола»), т. е. дворецкого или визиря в царстве Яхве; этот сан иногда приобретает черты богочеловеческого достоинства. Е. - человек, поставленный над ангелами, как домоправитель над слугами (иудаистическое предвосхищение христианского образа Марии как «царицы ангелов»). Во время путешествия Е., взятого богом на небо, тому открываются тайны прошлого и будущего, он «видит» предстоящий приход «сына человеческого», воскресение мёртвых, наказание грешников в аду и воздаяние праведным в раю, восстание нечестивых ангелов против бога и их наказание (ср. Иуд. б). Е. призван быть в отношении к истории «свидетелем Яхве» против грешных людей, а в своём качестве «великого писца» - небесным летописцем и как бы протоколистом, измеряющим правой мерой все дела человеческие. Свидетельское служение Е. должно получить кульминацию и завершение во времена конечной борьбы, т. е., по христианским представлениям, во времена антихриста. Слова Апокалипсиса: «и дам двум свидетелям моим, и они будут пророчествовать 1260 дней..., и когда кончат они свидетельство своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города...» (11, 3 и 7-8), - относимы церковной традицией к Е. и Илие, которые, таким образом, изъяты из действия закона естественной смерти для того, чтобы в конце времён принять смерть мученическую. Эсхатологическая роль Е. оттеняется его близостью к Адаму, к сотворению мира; через него «самое начало» непосредственно связывается с «самым концом».
Целый ряд символов, используемых в книге Е. (путешествие человека на небо; древо жизни, источники мёда и молока, которые видит Е., в славянской версии - семь небес, которые он посещает; север как символ мира мёртвых и др.) имеют далеко идущие параллели в евразийских (в частности, сибирских) шаманистских традициях; ср. также шумеро-аккад. традицию - образы Зиусудры (Ут-напишти), а также седьмого допотопного царя Энмендуранны, наделённого сходными с Е. чертами. В то же время книга Е., связывающая кумранскую литературу с новозаветной, свидетельствующая о преемственности кумранской эсхатологической традиции и последующей раннехристианской апокалиптики, обращена не столько к символике прошлого, сколько к будущему.
Интерес мистических кругов иудаизма, не говоря уже о христианах, к фигуре Е. (как и к фигуре Мельхиседека) часто казался ортодоксальному рационализму раввинов подозрительным. В экзегетическом талмудистском трактате «Берешит рабба» (25, 1) приведены попытки дискредитировать праведность Е. (по мнению рабби Айбу, «Е. был двуликим, иногда действуя праведно, иногда дурно»), а также объяснить его «взятие богом» как обычную смерть.
Книга Е., рано вошедшая в число «отречённых» (апокрифических) книг, служила источником и прообразом многих средневековых эсхатологических сочинений, описаний ада и рая, её отзвуки находят и в «Божественной комедии» Данте, и в «Потерянном рае» Мильтона. На Руси «Слово от книг Еноха Праведного» было включено в 16 в. в «Великие Четьи-Минеи» (канонической книга Е. считалась и в эфиопской традиции), лишь позднее книга Е. была причислена к «отречённым» сочинениям.
Среди западноевропейских литературных преломлений легенд о Е. в 19-20 вв. - поэма английского поэта А. Теннисона «Енох Арден» (о моряке, который пропал без вести, вернулся в свой дом и снова из него ушёл, оказавшись неузнанным), третий сон Иосифа, рассказываемый одному Вениамину, в романе Т. Манна «Молодой Иосиф», а также «вознесения» Рэнсома в повестях К. С. Льюиса «Переландра» и «Эта мерзостная сила». Ссылки на книгу Е. встречаются и в классической русской литературе (напр., в повести Н. С. Лескова «Заячий ремиз»).
Лит.: Соколов М. И., Славянская книга Еноха Праведного. Тексты, лат. пер. и исследования, М., 1910; Мещерский Н. А., К вопросу об источниках славянской Книги Еноха, «Краткие сообщения Института народов Азии», 1965, 86; его же, К истории текста славянской Книги Еноха. (Следы памятников Кумрана в византийской и славянской литературе), «Византийский временник», т. 24, 1964; Оdеbеrg Н., Enoch, or the Hebrew Book of Enoch, Cambr., 1928; Sjöberg Е., Der Menschensohn im äthiophischen Henochbuch, Lund, 1946; Vaillant A., Le Livre des Secrets d'Henoch, P., 1952; Milik J. Т., The books of Enoch: Aramaic fragments of Qumrân Cave 4, Oxf.,] 1976; The book of Enoch, в кн.: The apocrypha and pseudepigrapha of the Old Testament in English, ed. by R. Н. Charles, v. 1 , Oxf., 1973.
С. С. Аверинцев. В. В. Иванов.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЕНОХ" в других словарях:

  • Енох — Энох (евр. hanok, истолковывалось как «поучение», «учитель», «посвятитель»; греч.), в религиозных представлениях иудаизма и христианства: 1) старший сын Каина, назвавшего его именем город (Быт. 4:17 18, по генеалогии, считающей Каина старшим… …   Энциклопедия культурологии

  • Енох — а, муж. Стар. редк.Отч.: Енохович, Еноховна.Происхождение: (От др. евр. hanak воспитывать, обучать.) Словарь личных имён. Енох а, м. Стар. редк. Отч.: Енохович, Еноховна. [От др. евр. hānak воспитывать, обучать.] Словарь русских личных имен …   Словарь личных имен

  • Енох — см. Ханох (I,1,2; II) …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Енох — воспитатель, учитель Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ЕНОХ — [евр. , греч. ᾿Ενώχ], имя 2 упомянутых в Библии лиц. 1. Cын Каина, отец Ирада. Именем Е. назван построенный Каином город (первый упом. в Библии Быт 4. 17 18). 2. Ветхозаветный праотец, потомок Адама и Евы в 7 м поколении, сын Иареда и отец… …   Православная энциклопедия

  • Енох — (ивр. חנוך‎ Ханох)  имя двух библейских личностей: Енох, сын Каина Енох, сын Иареда (потомок Сифа) См. также: Книга Еноха …   Википедия

  • Енох —    седьмой ветхозаветный патриарх после Адама. Сведения, сообщаемые о нем в Священном Писании, хотя очень кратки, но весьма важны. Дважды в нем говорится, что Енох ходил пред Богом (Быт. 5, 22 24). Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять… …   Православие. Словарь-справочник

  • енох — (по Библ.) бессмертный Ср. Семидесяти лет человек помер, не Енохом же бессмертным ему быть, пора и честь знать! Писемский. Люди сороковых годов. 3, 1. Ср. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти и не стало его, потому что Бог переселил… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Енох — (евр. Енох или Ханох). 1) Быт. 5: 18 и дал., сын Иареда, отец Мафусала; после рождения Мафусала, «ходил пред Богом» 300 лет; «и не стало его, потому что Бог взял его». «Прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11 …   Словарь библейских имен

  • Енох — Потомок Адама. Благодаря своей исключительной добродетельности, Енох, согласно Священному Писанию, был взят на небеса живым. Быт.5:18 24; Евр.11:5 …   Подробный словарь библейских имен


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»