- ДЬЯВОЛ
- ДЬЯВОЛ
(от греч.διάβολος, «клеветник»), сатана (от др.-евр. šãtãn, «противодействующий », « противник»), мифологический персонаж, олицетворение сил зла («нечистая сила»), противостоящий «доброму началу» - богу. Д. занимает видное место в христианском вероучении. Аналогичный образ мусульманской мифологии - шайтан, буддийской - мара.
Христианский Д. - сложный образ. корни которого имеют весьма различное и частью очень древнее происхождение. Непосредственными источниками его были, видимо, различные божества мрака и тьмы древневосточных религий, духи зла, боги загробного мира. Владычество над подземным миром грешных душ - адом стало одной из важнейших функций Д. Если в земной жизни Д. - главный вдохновитель колдунов и ведьм, то в загробном мире он - владыка ада, где мучаются души грешников. Меньше всего участвовали в формировании образа Д. верования евреев: в их вероучении сатана занимал ничтожное и туманное место.
Славянские народные поверья о чёрте (сблизившиеся с образом Д.) - см. Чёрт. См. также ст. Сатана.
Лит.: Леманн А., Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней, пер. с нем., М., 1900; Скворцов-Степанов И. И., О вере в бога и вере в дьявола, в его кн.: Избранные атеистические произведения, М., 1959; Шульгин М. М., О дьяволе и чудесах, М., 1959; Рубаки н Н. А., Среди тайн и чудес, М., 1960, гл. 7; Roskoff G., Geschichte des Teufels, Bd 1-2, Lpz., 1869.
С. А. Токарев.(Источник: «Мифы народов мира».)Архангел Михаил, попирающий дьявола.
Архангел Михаил, попирающий дьявола.
Фрагмент створки алтаря Демидова.
1476.
Лондон.
Национальная галерея.Дьявол (протягивающий молитвенник святому Вольфгангу).
Дьявол (протягивающий молитвенник святому Вольфгангу).
Фрагмент алтаря «Отцов церкви» работы М. Пахера.
1486.
Мюнхен.
Старая пинакотека.
Михаэль Пахер. Алтарь отцов церкви: св. Вольфганг и дьявол. 1471-1475 гг.
.