ДУХ СВЯТОЙ

ДУХ СВЯТОЙ
ДУХ СВЯТОЙ
(евр. rûãh-ha-qôdeš, арам. ruhâ dqûdsâ, греч.πνεϋμα άγιον, лат. spiritus sanctus), дух божий (евр. rûãh 'ĕlohim), Параклет или Параклит (греч.παράκλητος, «помощник», «утешитель», ср. церк.-слав. «утешитель»), в представлениях иудаизма действующая сила божественного вдохновения, в христианских представлениях третье лицо троицы. Евр. слово «руах» означает и «ветер», и «дух»; эта связь выявляется и ветхозаветным и новозаветным повествованиями (за сошествием Д. с. на 70 старейшин следует сильный «ветер от господа», Чис. 11; «сошествие Д. с.» на апостолов сопровождается шумом с неба «как бы от несущегося сильного ветра» и неким подобием языков огня, Деян. 2, 1-4). В архаических текстах Ветхого завета Д. с. («дух Яхве», «дух Элохим») сообщает полководцам воинственное воодушевление (Суд. 3, 10; 11, 29; особенно 14, 6 и 19, где говорится о богатырском неистовстве Самсона); охваченный Д. с. делается «иным человеком», получает «иное сердце» (1 Царств Ю, б и 9). Д. с. сообщает также, согласно ветхозаветным текстам, особый дар, делающий человека способным к несению царского сана (ср. иранское понятие хварно=фарн); Саул подготовлен к царствованию экстатической инициацией, при которой он под наитием Д. с. пророчествует среди прорицателей (1 Царств 10, 10), а когда избранничество отходит к Давиду, Д. с. «сходит» на него, чтобы почивать на нём «с того дня и после» (16, 13). Различные случаи призвания через Д. с. к исполнению той или иной сакральной функции - аналоги центрального случая - призвания пророка, «влагания» «духа Яхве» «в сердце» того или иного пророка, начиная с Моисея (Ис. 63, 11; ср. Иезек. 11, 19 и 24; 36, 26-27; 39, 29; Иоиль 2, 28; Мих. 3, 8, и т. д.). Но в качестве инспиратора пророков Д. с. оказывается истинным «автором» Библии как корпуса «откровения». Уже в талмудической литературе вопрос об участии Д. с. в том или ином сочинении - обычная терминологическая форма постановки вопроса о принадлежности или непринадлежности этого сочинения к числу «богодухновенных» книг. Идея этого мистического «авторства» Д. с. заострена до наглядного образа в апокрифической «3-й книге Ездры» (2 в. н. э.), где описывается, как после уничтожения всех священных книг Д. с. диктует их полный текст пяти мужам, «и они ночью писали по порядку, что было говорено им и чего они не знали». Неоднократно повторяющаяся в средневековой христианской литературе метафора - священный писатель как музыкальный инструмент, на котором играет Д. с.
Ортодоксальный иудаизм раввинских школ, вообще осторожно относящийся к понятию Д. с., стремился ограничить его «действие» окончившейся исторической эпохой, а внутри неё - кругом специально избранных лиц. В позднем иудаизме возможность «обретения» Д. с. для всех вообще верующих связывалась с временем прихода мессии (так истолковывалось ветхозаветное предсказание - Иоиль 2, 28). Раннее христианство рассматривало своё время как мессианское и, следовательно, как исполнение этого предсказания (ср. Деян. 2, 16-17). С этой точки зрения, только благодаря пришествию Иисуса Христа, его крестной смерти и его предстательству за верующих Д. с. впервые «дан» людям во всей полноте, неведомой временам пророков; он «послан» Христом и «свидетельствует» о Христе (Ио. 15, 26; ср. также 14, 16 и 26). Однажды сойдя на апостолов в день пятидесятницы (Деян. 2), Д. с. пребывает в нерасторжимом соединении с церковью, делая действительными её таинства и правильным её учение, «наставляя» верующих «на всякую истину» (Ио. 16, 13); так учение о Д. с. прямо переходит в мистику церкви. Д. с. становится в христианстве одной из ипостасей троицы.
При всей своей связи с официальным культом идея Д. с. сохраняла близость к сфере вдохновения, не связанного институциональными формами, к избранничеству («харизматичности»), не зависящему от сана, от места в иерархии. Поэтому на авторитет Д. с. нередко ссылались еретики, выступавшие против иерархического институционализма (монтанисты во 2 в., «Братья свободного духа» в 13-14 вв., различные сектанты нового времени). Согласно концепции итальянского средневекового мыслителя Иоахима Флорского, вслед за «эрой Отца» (верхозаветной) и «эрой Сына» (новозаветной) должна наступить «эра Д. с.» - эра свободы, когда насильственная дисциплина уступит место любви и миру, а буквальное понимание Библии - «духовной» интерпретации; итальянский революционер Кола ди Риенцо (14 в.) называл себя «рыцарем Д. с.» и пользовался символикой, связанной с представлениями о Д. с.
Зримый образ Д. с. в христианской традиции - голубь (собственно голубица; евр. и арам. слова для обозначения «духа» - женского рода, и в древнем апокрифе Христос даже называет Д. с. «матерью»); в этом образе он и является над водами Иордана во время крещения Иисуса Христа (Матф. 3, 16; Мк. 1, 10; Лук. 3, 22). Ср. ветхозаветный рассказ о первозданном состоянии мира: «и дух божий носился над водою» (Быт. 1, 2); употреблённый в еврейском тексте глагол даётся по отношению к птице-матери, высиживающей птенцов и витающей над ними с кормом (напр., Втор. 32, 11), так что возникает образ некой мировой птицы, своим теплом согревающей яйцо мировое. Распространённые у народов ислама представления о чудесной гигантской птице рух (араб. ruch, «дух») дают фольклорно-сказочную материализацию такой метафорики.
С. С. Аверинцев.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Нужна помощь с курсовой?

Полезное


Смотреть что такое "ДУХ СВЯТОЙ" в других словарях:

  • Дух Святой — Дух Свят’ой Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт.1:2 ), во все времена говорил через пророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Дух\ Святой — Дух Свят’ой Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт.1:2 ), во все времена говорил через пророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Дух святой — Дух Божий, Помощник, Утешитель. В иудейской религии действующая сила божественного вдохновения. В христианстве момент троицы, означающий нисхождение непосредственного знания и благодати. В некоторых языках ветер и дух обозначается одинаково. К.… …   Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

  • Дух Святой — (евр. ruah haqqodes, арам. ruha qudsa греч. лат. Spiritus sanctus), Дух Божий (евр. ruah elohim), Параклет или Параклит (греч. шр&ккцхос,, «помощник», «утешитель», срв. церк. слав. оут кшитель), в представлениях иудаизма действующая сила… …   Энциклопедия культурологии

  • Дух Святой — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец …   Википедия

  • Дух Святой —    третье Лицо, или третья Ипостась, Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Он предвечно исходит от Бога Отца, пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. Он – истинный Бог, имеет одно естество с Богом Отцом, от Которого… …   Православие. Словарь-справочник

  • Дух Святой — в христианстве третье лицо (ипостась) единого Бога. См. Троица …   Энциклопедический словарь

  • Дух Святой —    третья ипостась Святой Троицы, Истинный Бог, исходящий от Отца, которому следует поклоняться наравне с Богом Отцом и Богом Сыном. Святой Дух говорил через пророков (Второе послание Петра, 1, 21) и апостолов (Первое послание Петра, 1, 12) и… …   Православная энциклопедия

  • Дух Святой —  ♦ (ENG Spirit, Holy)    см. Святой Дух …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Дух Святой — третье Лицо Св. Троицы. Св. Писание ясно и несомненно учит о Святом Духе как о Лице, отличном от Бога Отца и Бога Сына. Личные свойства Святого Духа изображены еванг. Иоанном (15, 26); Он от Отца исходит и Сыном посылается. Догмат о Св. Духе не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «ДУХ СВЯТОЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»