ДИЦЗАН-ВАН

ДИЦЗАН-ВАН
ДИЦЗАН-ВАН
в поздней китайской мифологии повелитель подземного царства (китайская версия буддийского бодхисатвы Кшитигарбха), в обязанность которого входило спасение душ из диюй («подземное судилище»). Он должен был посещать ад и во имя сострадания и любви переводить души на небо. В отличие от Индии, в Китае Д.-в. считался верховным владыкой ада, ему подчинены князья 10 судилищ. Особенно почитался в провинциях Аньхой и Цзянсу. Согласно «Саньцзяо coy шэнь цзи» («Запискам о поисках духов трёх религий»; 15-16 вв.), в качестве Д.-в. был обожествлён буддийский монах из государства Силла на Корейском полуострове (по другой версии, родом из Индии) по имени Фу Лобу, в монашестве Мулянь, будто бы приплывший в Китай в 8 в. и поселившийся на горе Цзюхуашань в Аньхое; В 99 лет он собрал учеников, простился, сел в гроб, скрестил ноги и умер, превратившись в Д.-в. Однако культ Д.-в. в Китае начался ещё до 8 в., т. к. известны его изображения 6 в.
Д.-в. изображается стоящим, реже сидящим, в одеянии индийского или чаще китайского буддийского монаха, с бритой головой. В правой руке держит металлический посох с надетыми на него 6 оловянными кольцами, которые позванивают при ходьбе. Посох служит Д.-в. для открывания дверей диюй. В левой руке у Д.-в. жемчужина, свет которой освещает дороги в подземном мире. Иногда к одеянию монаха добавляется церемониальный головной убор государя, тогда Д.-в. изображают сидящим или стоящим на троне (или на льве). Иногда его сопровождают двое святых, один держит посох, другой - жемчужину. Проходя по судилищу, Д.-в. может вызволить оттуда грешные души, позволяя им родиться вновь.
30-го дня 7-й луны, в день рождения Д.-в., устраивались празднества (считалось, что Д.-в. спит все дни в году, кроме этого), зажигали свечи и ароматные курения, дети строили пагоды из кирпичей и черепицы, женщины делали юбки из красной бумаги, совершая обряд снятия их (это-де облегчит будущие роды). О Д.-в. существует несколько религиозных сочинений, как буддийских, так и относящихся к тайным религиозным сектам. В 15-й день 7-й луны (начало праздника поминовения голодных духов) к Д. обращались с молитвами о спасении из Преисподней душ покойных предков и родителей.
Лит.: Хуан Бо-лу, Цзи шо цюань чжэнь (Полный свод преданий), т. 2, Шанхай, 1882, с. 141-42; Савада Мидзухо, Дзигоку хэн (Муки ада), Киото, 1968, с. 113-28.
Б. Л. Рифтин.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Дицзан-ван с помощниками перед десятью главами ада.

Дицзан-ван с помощниками перед десятью главами ада.


Дицзан-ван с помощниками перед десятью главами ада.
На заднем плане пути переселения душ.
Стенная живопись из пещерного храма в Дуньхуане.
Париж.
Музей Гиме.

Дицзан-ван пуса («Бодхисатва Дицзан-ван»).

Дицзан-ван пуса («Бодхисатва Дицзан-ван»).


Дицзан-ван пуса («Бодхисатва Дицзан-ван»).
Китайская лубочная картина.
Конец XIX — начало XX вв.
Ленинград.
Музей истории религии и атеизма.
Коллекция академика В. М. Алексеева.



.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ДИЦЗАН-ВАН" в других словарях:

  • ДИЦЗАН-ВАН — ДИЦЗАН ВАН, в китайской мифологии владыка подземного царства, милосердное божество, спасающее души умерших из диюй (см. ДИЮЙ). Соответствует буддийскому бодхисаттве Кшитигарбхе. Изображался держащим в правой руке металлический посох с надетыми на …   Энциклопедический словарь

  • ДИЦЗАН-ВАН — в китайской мифологии владыка подземного царства, милосердное божество, спасающее души умерших …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дицзан-ван —          в поздней кит. миф. повелитель подзем. царства, в обязанность к рого входило спасение душ из диюй («подзем. судилища»). Он должен был посещать ад и во имя сострадания и любви переводить души на небо. В отличие от Индии, в Китае Д. в.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • ДИЮЙ — (букв. «подземное судилище»), в поздней китайской мифологии ад. Представления о Д. сложились под влиянием буддизма, проникшего в Китай в начале нашей эры. Согласно поздним представлениям о шести формах перерождения, которые назначаются в Д.… …   Энциклопедия мифологии

  • КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ — совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14 11 вв. до …   Энциклопедия мифологии

  • Китайская мифология —          совокупность миф. систем: др. кит., даосской, будд. и поздней нар. мифологий.          Др. кит. миф. реконструируется по фрагментам древ. ист. и философских соч. («Шуцзин», древнейшие части 14 11 вв. до н.э.; «Ицзин», древнейшие части 8… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • БОДХИСАТВА — бодхисаттва (санскр. bodhisattva, пали bodhisatta, букв. «существо, стремящееся к просветлению»), в буддийской мифологии человек (или какое нибудь другое существо), который принял решение стать буддой. Побуждением к такому решению считают… …   Энциклопедия мифологии

  • ДЗИДЗО — босацу (от кит. Дицзан ван), одно из наиболее популярных японских буддийских божеств. Покровитель детей и путников Д. не является главным объектом поклонения какой либо отдельной секты; культ его распространён повсеместно. Суйдзяку (аватарами) Д …   Энциклопедия мифологии

  • КШИТИГАРБХА — (санскр. Kºitigarbha, букв. «лоно земли»), бодхисатва в буддийской мифологии махаяны. К. упоминается в некоторых индийских сутрах среди восьми главных бодхисатв. Особенно популярным его культ стал в странах Восточной Азии. В Китае и Японии он… …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»