ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ

ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ
ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ
(слав. «чин» соответствует греч. τάξις и лат. ordo, «порядок», «ряд», «отряд»), в христианских религиозно-мифологических представлениях ступени иерархии ангельских существ. По учению Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 или нач. 6 вв.), Д. ч. а. образуют три триады, перечисляемые (сверху вниз) в таком порядке: первая триада (характеризуемая непосредственной близостью к богу) - серафимы, херувимы, престолы; вторая триада (особенно полно отражающая принцип божественного мировладычества) - господства, силы, власти; третья триада (характеризуемая непосредственной близостью к миру и человеку) - начала, архангелы, ангелы (в узком смысле слова). Разрабатывая свою доктрину, Псевдо-Дионисий подводил итоги развития многовековой традиции выделения различных разрядов ангелов (в широком смысле слова); традиция эта имеет библейские истоки: в Ветхом завете упоминаются серафимы, херувимы, силы, ангелы, в Новом завете - престолы, господства, власти, начала, архангелы. Христианские авторы 4 в. предлагали различные варианты классификации ангелов (напр., у Григория Богослова - ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, силы, сияния, восхождения, силы умные, или разумения; в т. н. «Апостольских установлениях» - херувимы, серафимы, эоны, воинства, силы, власти, начала, престолы, архангелы, ангелы); у Кирилла Иерусалимского более чем за столетие до Псевдо-Дионисия речь идёт о Д. ч. а., перечисляемых в том же составе, но в несколько ином порядке. С другой стороны, на осмысление самого числа Д. ч. а. у Псевдо-Дионисия и его продолжателей повлияла неопифагорейская и неоплатоническая мистика чисел, отчасти связанная с мифологическими истоками (см. Числа). «Девятерица» воспринималась, с одной стороны, как «триада триад», как усугубление числа «три», сакраментальнейшего из чисел (9=32), и как бы её эксплицирование, развёртывание вовне внутренних энергий троицы, а постольку и как эквивалент числа «три» (ср. в греч. мифологии число муз - или три, или девять). Мотивы числовой мистики в доктрине о Д. ч. а. имеют многочисленные параллели фольклорного или полуфольклорного свойства. Например, представление западной средневековой рыцарской культуры о девяти славнейших витязях, сгруппированных по триадам: три христианина - Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский, три язычника - Гектор, Александр Македонский, Юлий Цезарь, три иудея - Иисус Навин, Давид, Иуда Маккавей; формула русского деревенского колдовства: «три - не тройка, девять - не девятка», дважды отрицающая троичность; европейская поговорка о девяти жизнях кошки, предполагающая в числе «девять» замыкание циклической полноты, и т. п.
Лит.: Rоquеs R., L'univers dionysien, [Р.], 1954.
С. С. Аверинцев.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ" в других словарях:

  • Девять чинов ангельских — в христианстве ступени и иерархии ангельских существ. Девять чинов ангельских образуют три триады. Первая триада (непосредственно близкая к Богу) серафимы, херувимы, престолы. Вторая триада господства, силы, власти. Третья триада (непосредственно …   Исторический словарь

  • Девять чинов ангельских — (слав, «чин» соответствует греч. xd^iQ и лат. ordo, «порядок», «ряд», «отряд»), в христианских представлениях ступени иерархии ангельских существ. По учению Псевдо Дионисия Ареопагита (5 или нач. VI в.), Д. Ч. А. образуют три триады,… …   Энциклопедия культурологии

  • Девять Чинов Ангельских —    в христианской ангелологии ступени иерархии ангельских существ, Сил Бесплотных. По учению св. Дионисия Ареопагита, девять чинов ангельских образуют три триады, перечисляемые (сверху вниз) в таком порядке: первая триада (характеризуемая… …   Православие. Словарь-справочник

  • Девять чинов ангельских — в христианстве ступени и иерархии ангельских существ. Девять чинов ангельских образуют три триады. Первая триада () серафимы, херувимы, престолы. Вторая триада господства, силы, власти. Третья триада () начала, архангелы, ангелы. Эта традиция… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Девять чинов ангельских — «Никейский ангел» (мозаика VII век) Ангел (др. греч. ἄγγελος, ангелос  «вестник, посланец») в традиции авраамических религий  духовное разумное бесполое существо, выражающее волю Бога и обладающее нечеловеческими умениями и возможностями. Библия… …   Википедия

  • Девять чинов ангельских — (христ.)  – согласно иерархии Псевдо Дионисия Ареопагита ангельские существа образуют три триады. Первая триада (ближняя к богу) – серафимы, херувимы, престолы; вторая – господства, силы, власти; третья – начала, архангелы, собственно ангелы …   Мифологический словарь

  • Девять — 9 девять 6 · 7 · 8 · 9 · 10 · 11 · 12 Факторизация: 3×3 Римская запись: IX Двоичное: 1001 Восьмеричное: 11 Шестнадцатеричное …   Википедия

  • Ангельская иерархия — Девять чинов ангельских. Икона Ангельская иерархия, в христианской ангелологии упорядоченное представление гармонического единства мира ангелов, разработанное на осн …   Википедия

  • 9 (число) — У этого термина существуют и другие значения, см. 9 (значения). 9 девять 6 · 7 · 8 · 9 · 10 · 11 · 12 Факторизация: 3×3 Римская запись: IX Двоичное: 1001 Восьмеричное: 11 Шестнадцатеричное …   Википедия

  • СЕРАФИМЫ — (евр. œerâphîm, «огненные», «пламенеющие», от корня œrp со значением «гореть», «сжигать», «обжигать»), в иудаистической и христианской мифологиях ангелы, особо приближённые к престолу бога и его прославляющие. Их описание содержится в… …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»