- ДЕВА
- ДЕВА
(др.-инд. devá, «бог», собств. «небесный», от div-, «сиять»), в древнеиндийской мифологии класс богов; обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по трём космическим сферам: небесные - Дьяус, Варуна, Митра и др. адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины; атмосферные (воздушное пространство) - Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришваи, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас; земные - Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др. Иногда класс богов членят на группы: васу (8), рудры (11), адитьи (12), противопоставленные по тому же принципу, и к ним добавляют ещё два божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви, Индру, Праджапати - в разных сочетаниях). В умозрительных системах упанишад эти три группы получают новые интерпретации, цель которых - установление соответствий между составом пантеона и элементами архаичных космологических схем (включая сюда и структуру микромира). Так, в «Брихадараньяка-упанишаде» (III 9, 1-5) васу - огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды; рудры - 10 органов жизнедеятельности и мировой дух Атман; адитьи - 12 месяцев года. Особый вид объединения богов уже в «Ригведе» - Вишведева, т. е. «все-боги» - весь пантеон с некоторыми расширениями, - представляемые как единое целое. Иногда конкретные характеристики богов, составляющих «все-боги», оказываются в более или менее случайном распределении. В класс богов входят также персонифицированные абстрактные понятия (см. в ст. Ведийская мифология), которые, видимо, могли относительно свободно включаться в древнеиндийский пантеон. Своё особое значение Д. (боги) получают в рамках противопоставления асурам, небесным персонажам, обладающим колдовской силой (maya). В ведийский период (особенно в «Ригведе») к асурам относили и ряд Д. - адитьев, Индру, Агни и др. Но уже в «Атхарваведе» боги-девы более не назывались асурами; последнее название было закреплено за демонами; боги же, или девы, напротив, иногда именовались сурами (sura-) (ср. упанишады), что даёт основание понимать слово «асуры» как «небоги». Многочисленные мифы актуализируют противопоставление богов (Д.) асурам, рисуя постоянные битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур. Понятие Д. и его языковая форма являются общими для индоевропейских народов [ср. авест. daçva-, лат. deus (и dîvus), др.-ирл. dia, др.-герм. teiwa, др.-исл. tivar, прус. deiws, литов. dievas, рус. Див и др.].
в. н. топоров.
верховное божество у нгада (остров Флорес, Восточная Индонезия). Каждый год Д. оплодотворяет дождём богиню земли Ниту, по некоторым мифам, также сотворённую им. Первые люди были созданы Д. из земли, он считается их отцом, а Ниту - матерью. Они подняли Д., вначале лежавшего на Ниту. Несмотря на индуистское происхождение имени Д., он имеет глубоко местные корни и представляет собой результат трансформации образа небесного или солнечного божества, партнёра земли по сакральному браку, в высшее божество (ср. Ит матроми. Алахатала).
Лит.: Аrndt P., Deva, das höchste Wesen der Ngadha, в кн.: Anthropos, Bd 31-32, W., 1936-37.
М. Ч.(Источник: «Мифы народов мира».)
.