ДАКША


ДАКША
ДАКША
(др.-инд. Daksa, собств. «ловкий», «способный»), в ведийской и индуистской мифологии божество класса адитьев. Как имя бога встречается в «Ригведе» менее десятка раз; это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Д. является то, что он рождён от Адити и он же родил Адити (РВ Х 72, 4-5; ср. сходный парадокс в РВ Х 5, 7; не-сущее и сущее - в лоне Адити при рождении Д., особенно в РВ III 27, 9; Агни и Д.). В «Шатапатха-брахмане» (II 4, 4, 2) Д. отождествляется с творцом Праджапати, а в «Ригведе» (VI 50, 2; VIII 63, Ю) его называют отцом богов. С Д. связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчёркивается его участие в творении и его роль отца. Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца; женой Д. стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини; отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. У Д. и его жены было 50 (в некоторых источниках - 60) дочерей, из них 13 Д. отдал в жёны Кашьяпе, 27 - Соме, а 10 - богу справедливости Дхарме (иногда - Ману). Старшая дочь Д. Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану - матерью данавов, а третья Адити - матерью адитьев и, следовательно, самого Д. (ср. Шат.-бр. XI, Мбх. XII). Один из наиболее известных мифов излагает историю жертвоприношения Д. (ср. Мбх., Айт.-бр. III и др.): во искупление греха владыка созданий Д. на вершине горы Химават устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры (Шивы); разгневанный, Рудра пронзает жертву стрелой, и она превращается в созвездие Мригаширша - «голова антилопы»; Рудра нападает на сыновей Адити, наносит им увечья, в частности, он сносит голову Д.; найти её нигде не могут и приставляют Д. козлиную голову (ср. сходный мотив в связи с Праджапати, который, приняв облик козла, вступает в преступную связь со своей дочерью Рохини). В «Махабхарате» (XII) и в некоторых других источниках повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жёны 27 дочерей Д., но делил любовные утехи только с Рохини. Несмотря на неоднократные призывы Д. прекратить греховный образ жизни, Сома не внимал им. Тогда Д. проклял Сому и тот стал чахнуть; одновременно стали чахнуть растения и животные. Встревоженные, боги упросили Д. смилостивиться над Сомой. В «Хариванше» отмечен мотив превращения Вишну в Д. и сотворения им разных существ. При всей бесспорности связи ведийского Д. с послеведийским последний противостоит первому по той лёгкости, с которой он входит в разные сюжеты и в разные направления индуизма (шиваизм, вишнуизм). В связи с мотивом жертвоприношения Д. ср. Дакшина, как мзда за совершение жертвоприношения и как её персонификация в виде богини.
Лит.: Heesterman J. С., Reflections on the Significance of the dâksinâ, «Indo-Iranian Journal», 1959, v. 3, p. 241-58; Вhattacharji S., The Indian Theogony, Camb., 1970.
в. н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Синонимы:

Смотреть что такое "ДАКША" в других словарях:

  • Дакша — (справа) и Шива в форме Вирабхадры Дакша (санскр. दक्ष …   Википедия

  • ДАКША — в ведийской и индуистской мифологии один из богов, участвующих в творении. Сын и одновременно отец Адити …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДАКША — ДАКША, в ведийской и индуистской мифологии один из богов, участвующих в творении. Сын и одновременно отец Адити (см. АДИТИ) …   Энциклопедический словарь

  • дакша — сущ., кол во синонимов: 2 • еда (82) • пища (76) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Дакша —     (Санскр.) Форма Брамы, и его сын в Пуранах. Но Риг Веда утверждает, что Дакша произошел от Адити, и Адити от Дакши ; это доказывает, что он является олицетворением всесвязывающей Творящей Силы, действующей на всех планах. Востоковеды, видимо …   Религиозные термины

  • ДАКША — (Санскр.) Форма Брамы, и его сын в Пуранах. Но Риг Веда утверждает, что Дакша произошел от Адити, и Адити от Дакши ; это доказывает, что он является олицетворением всесвязывающей Творящей Силы, действующей на всех планах. Востоковеды, видимо,… …   Теософский словарь

  • Дакша — (Daksha ловкий, умный, правый): 1) одно из шести индийских светлых божеств Адитья, братьев Варуны (см); близки Варуне по существу, но менее значительны. В Ведах они еще мало самостоятельны и являются более или менее видоизменениями одного образа… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДАКША —         в Ведах один из второстепенных богов группы Адитья, но уже в поздних гимнах Ригведы это имя носит божество, принимающее черты бога отца, в брахманах Д. отождествляется с Праджапати. Позднее Д. устроитель изначального жертвоприношения,… …   Словарь индуизма

  • Дакша —          в вед. и индуист. миф. божество класса адитьев, это слово используется как эпитет Агни и Сомы. Самой примечат. чертой Д. явл. то, что он рожден от Адити и он же родил Адити …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • дакша — і, ч. У ведичній релігії – сьомий син бога Брахми, що був прабатьком богів та асурів …   Український тлумачний словник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.