ВОСКРЕСЕНИЕ

ВОСКРЕСЕНИЕ
ВОСКРЕСЕНИЕ
Иисуса Христа (греч. Άνάστασις, лат. Resurrectio), в христианских религиозно-мифологических представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте и погребения. Евангелия рассказывают, что Христос неоднократно предсказывал свою насильственную смерть и В. «в третий день» (напр., Матф. 16, 21; 17, 23; 20, 19). Этот срок, символически соотнесённый с ветхозаветным прототипом - трёхдневным пребыванием Ионы в утробе морского чудища (Матф. 12, 40: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»), назван в соответствии со счётом дней, принятым в древности, когда сколь угодно малая часть суток принималась за день (хотя фактически между смертью Христа и его В., как они изображены в Евангелиях, лежит меньше двух суток - примерно от 15 часов в пятницу до ночи с субботы на воскресенье). Само событие В. как таковое, т. е. оживание тела Христа и его выход из заваленной камнем гробницы, нигде в канонических Евангелиях не описывается, поскольку предполагается, что никто из людей не был его свидетелем (по этой же причине оно не изображается в византийской и древнерусской иконографии). Только в апокрифическом «Евангелии Петра» имеются наглядные картины самого В. Канонические Евангелия сообщают лишь: во-первых, о зрелище пустой гробницы со сложенным в ней саваном (Ио. 20, 5-7) и отваленным камнем, на котором сидит юноша, облечённый в белую одежду (Мк. 16, 5), т. е. один из ангелов (Матф. 28, 2), или два ангела (Лук. 24, 4), ясными словами говорящие о В.; и во-вторых, о явлениях воскресшего Христа своим последователям. Пустую гробницу как вещественный знак В. видят мироносицы, т. е. женщины, пришедшие рано утром в воскресенье довершить дело погребения и помазать тело Христа по восточному обычаю благовонными и бальзамирующими веществами (Матф. 28, 1-8; Мк. 16, 1-8; Лук. 24, l-II).Затем к пустой гробнице являются и входят в неё апостол Пётр и «другой ученик» (Иоанн Богослов) (Ио. 20, 2-10). Явления воскресшего Христа отличаются чудесными особенностями. Они телесны (Христос ест с учениками, апостол Фома пальцем ощупывает на теле Христа рану от копья), но телесность эта уже не подчинена физическим законам (Христос входит сквозь запертые двери, мгновенно появляется и мгновенно исчезает и т. д.). Он перестал быть непосредственно узнаваемым для самых близких людей: Мария Магдалина сначала принимает его за садовника (Ио. 20, 15), ученики, которым он явился на пути в Эммаус, пройдя с ним долгую часть пути и проведя время в беседе с ним, вдруг узнают его, когда у них «открываются глаза», причём он сейчас же становится невидимым (Лук. 24, 13-31); но не все поверили в телесное В. Христа (Матф. 28, 17, ср. рассказ о неверии Фомы, Ио. 20, 25). По преданию, не имеющему опоры в евангельском тексте, но разделяемому православной и католической традицией, Христос по воскресении раньше всех явился деве Марии. Согласно канонической версии, явления воскресшего Христа и его беседы с учениками продолжались 40 дней и завершились вознесением. В одном новозаветном тексте упоминается явление Христа по воскресении «более нежели пятистам братий в одно время» (1 Кор. 15, 6).
Православная иконография В. знала наряду с мотивом сошествия во ад (настолько тесно связанным с темой В., что византийские и древнерусские изображения сошествия во ад воспринимаются как иконы В.) мотив мироносиц перед пустым гробом. Мотив победоносного явления Христа над попираемым гробовым камнем, с белой хоругвью, имеющей на себе красный крест, сложился в католическом искусстве позднего средневековья и перешёл в позднюю культовую живопись православия.
О связи сюжета христианского В. с аналогичными религиозно-мифологическими представлениями см. в ст. Умирающий и воскресающий бог.
Лит.: Косндовский 3., Сказания евангелистов, пер. с польск.. М., 1977, с. 220-30; Campenhausen Н. von, Der Ablaut der Osterereignisse und das Leere Grab, Hdlb.. 1952; Conzelmann Н., Kühnneth W., Auferstehung Christi, в кн.: Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Bd 1, Tübingen, 1957.
С. С. Аверинцев.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Воскресение Христа.

Воскресение Христа.


Воскресение Христа.
Мастер Тршебоньского алтаря.
1380—85.
Прага.
Национальная галерея.

Воскресение Христа.

Воскресение Христа.


Воскресение Христа.
Картина Эль Греко.
1605—10.
Мадрид.
Прадо.

Жёны-мироносицы у гроба господня.

Жёны-мироносицы у гроба господня.


Жёны-мироносицы у гроба господня.
Клеймо алтарного образа «Маэста» Дуччо ди Буонинсеньи.
1308—11.
Сиена.
Музей собора.

Эль Греко.  Воскресение Христово.   1584-1594 гг.


Эль Греко. Воскресение Христово. 1584-1594 гг.

Дуччо ди Буонинсенья.  Маэста, алтарь сиенского кафедрального собора. Регистр со сценами Страстей Христовых: Три Марии у гроба и Сошествие во ад.  1308-1311 гг.


Дуччо ди Буонинсенья. Маэста, алтарь сиенского кафедрального собора. Регистр со сценами Страстей Христовых: Три Марии у гроба и Сошествие во ад. 1308-1311 гг.


.

Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ВОСКРЕСЕНИЕ" в других словарях:

  • воскресение — возвращение к жизни; воскресение из мёртвых (высок.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. воскресение сущ., кол во синонимов: 9 • …   Словарь синонимов

  • воскресение — и воскресенье. В знач. «возвращение к жизни после смерти» воскресение. Воскресение из мертвых. Светлое ҫристово воскресение (Пасха). В знач. «седьмой день недели, выходной день» воскресенье. Завтра воскресенье …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Воскресение — Иисуса Христа из мертвых краеугольный камень христианской веры. Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших , писал апостол Павел. У апостолов не было ни малейшего сомнения в том, что Иисус действительно воскрес из… …   Подробный словарь библейских имен

  • Воскресение —  Воскресение  ♦ Resurrection    Возрождение из мертвых, возвращение к жизни после смерти (в отличие от бессмертия) в качестве того же самого индивидуума как обладателя тех же тела и души (в отличие от реинкарнации). В этом смысле мы говорим о… …   Философский словарь Спонвиля

  • ВОСКРЕСЕНИЕ — ВОСКРЕСЕНИЕ, воскресения, ср. (книжн.). 1. По различным религиозным верованиям возвращение мертвых к жизни. 2. перен. Внутреннее обновление, возрождение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ВОСКРЕСЕНИЕ — ВОСКРЕСЕНИЕ, я, ср. 1. см. воскреснуть. 2. В религиозных представлениях: возвращение к жизни Иисуса Христа. В. Иисуса Христа. Праздник воскресения Христова (Пасха). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Воскресение — Учение о воскресении мертвых, проскальзывавшее в Ветх. Завете в более или менее туманных намеках (Иов. 19:25; Пс. 15:10; Ис. 26: 19) было ясно выражено в кн. Дан. 12: 2. Во время Христа воскресение мертвых пользовалось общим признанием… …   Словарь библейских имен

  • Воскресение — Воскресение: Воскрешение мёртвых  общая концепция; Воскресение из мёртвых в Библии; Воскресение Иисуса Христа; День воскресения в исламе; Воскресенье  день недели Воскресение  роман Льва Толстого; «Воскресение» или… …   Википедия

  • Воскресение — восставать из мертвых А. Воскресение Христа 1. Пророчества о воскресении Христа а. Ветхий Завет в целом: Лк 24:25,26,44–46; Ин 20:9; 1Кор 15:4 б. Отдельные пророчества Ветхого Завета Давид: Пс 15:3 11; Деян 2:24 32 Исаия: Ис 55:3; Деян 13:34 Иона …   Библия: Тематический словарь

  • ВОСКРЕСЕНИЕ — согласно религиозным верованиям, чудесное возвращение к жизни умершего Бога (богов). Древние египтяне верили в воскресение Озириса, вавилоняне – Таммуза, финикийцы – Адониса, древние персы – Митры. Вера в воскресение распятого Христа как залог… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

Другие книги по запросу «ВОСКРЕСЕНИЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»