ВАРМА-АВА

ВАРМА-АВА
ВАРМА-АВА
(морд. варма, «ветер»; ава, «мать», «женщина»), в мордовской мифологии дух, хозяйка ветра. Обитает в воздухе, может послать плодородный дождь, но и раздуть пожар вместе с духом огня тол-авой, повалить созревший хлеб и т. п. В.-а. считалась разносчицей болезней. Соответствующий В.-а. мужской персонаж - варма-атя (морд. атя, «старик», «мужчина»); у марийцев дух ветра - мардэж-ава (мар. мардэж, «ветер»).
ВАРНА (др.-инд. varna, «цвет», «внешний облик», «вид», «род», «качество», «достоинство», «разряд людей»), социальный институт, относящийся к сословной структуре древнеиндийского общества и глубоко укоренённый в древнеиндийской мифологии. Впервые четыре В. (без употребления слова «В.») упоминаются в «Пуруша-сукте» «Ригведы», где излагается происхождение В. из частей тела первочеловека Пуруши: «Когда Пурушу расчленили..., его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья [кшатрии], его бёдра - вайшья, из ног родился шудра» (РВ Х 90). Более поздние памятники повторяют как идею четырёх В., так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции, при этом употребляется и само слово «В.». В поздней брахманской литературе В. возникают из бога-творца Брахмы, иногда из частей тела Вишну (обычно в воплощении Кришну), изредка из Шивы. Одна из самых известных версий сюжета мифологической трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в В.) содержится в «Законах Ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию): «А ради процветания миров он [Брахма] создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру* (I 31); «А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение [вед], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед] и непривер-женность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед], торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр - служение этим варнам со смирением» (I 87-91, ср. Х 45). В этом же памятнике приводится я другая версия происхождения В. - от великих риши, сыновей Ману и внуков Брахмы: от Кави (Бхригу) - брахманы, от Ангираса - кшатрии, от Пуластьи - вайшьи, от Васиштхи - шудры (III 198), ср. также «Брахманы, кшатрии и другие варны произошли от Ману, поэтому они манавы» (Мбх. I 75, 3188). Последовательность возникновения В. также известна в ряде вариантов. Основной из них предполагает постепенное возникновение В. и состояние, когда все люди были добродетельными и, следовательно, брахманами (по одному из вариантов, впоследствии красные брахманы стали кшатриями, жёлтые - вайшьями, чёрные, «потерявшие чистоту» - шудрами; Мбх. XII 181, 13). По некоторым вторичным источникам, напр. джайнским, первыми возникли кшатрии, потом вайшьи и, наконец, брахманы и шудры. Философизированный вариант упанишад предлагает концепцию развития, по которой из брахмана как божественной ипостаси создана Кшатра, ипостась воинской В. (т. е. боги - кшатрии: Индра, Варуна, Сома и т. п.), затем Виш, ипостась вайшьев (т. е. васу, рудры и т. п.), и, наконец, В. шудр (Брихад.-уп. I 4, 11-14). Такое соотнесение социальных функций (магико-юридической, жреческой, воинской, производственной), данных в ипостасной форме, божеств данной функции и, наконец, В. в основе своей весьма архаично и подтверждает некоторые положения теории трёх социальных функций Ж. Дюмезиля. В данном случае важен параллелизм и изоморфизм человеческих В. и божественных классов: в основе тех и других находится некий общий образец, характеризующийся четырёхчленной структурой иерархического устройства и особым соотношением элементов (3+1). Шудры оказываются единственной В., лишённой социальных функций, признаваемых в индо-арийском обществе почётными и полезными. Первые три В. считались принадлежащими к «дваждырождённым» (поскольку они проходили через посвящение, рассматривавшееся как второе рождение), а шудры - «однорождёнными», лишёнными посвящения (в «Законах Ману» III 15 они называются даже «лишёнными рождения»). Такая четырёхчленная структура, совпадая с другими её образами и воплощениями (четыре времени жизни, четыре юги - великих века, схемы города, храма, тетрады богов и т. д.) соотносится с обеими структурами схемы древа мирового, выражающимися в числе - горизонтальной (число четыре) и вертикальной (три). Цветовая символика В. (брахманы - белый цвет, кшатрии - красный, вайшьи - жёлтый, шудры - чёрный) тоже имеет нередко соответствие в распределении цветов, характеризующих схему мирового древа. Эта цветовая символика В. в ряде текстов (Мбх. XIV 36-39, «Законы Ману» XII 24-50 и др.) получает семантическую интерпретацию в оценочно-характерологическом плане: белый цвет брахманов - благость, красный цвет кшатриев - страсть, жёлтый цвет вайшьев - смешение двух первых качеств, чёрный цвет шудр - темноту. Но у этой четырёхчленной цветовой системы есть двоичный образ универсального характера (белый-чёрный). В мифопоэтических текстах есть указания на то, что классическая четырёхварновая система выводится из более древней двоичной системы. На двучленные структуры ориентируют древнейшие свидетельства об употреблении слова «В.»: «убивая дасью, он [Индра] оказывал покровительство варне ариев» (РВ III 34, 9); «Боги усмиряют гнев дасы, да приведут они нашу варну к благополучию (РВ I 104, 2); «Агастья, могучий праотец, который... желал детей, потомства и силы, поддерживал обе варны» (РВ I 179, 6). Эта двоичность нередко встречается и в более поздних текстах, правда, с изменением членов противопоставления. Один из ранних примеров - в «Тайттирия-брахмане» (I 26): «Брахман и шудра противостоят по различию кожи. Брахман - божественная варна, шудра же - асурская» (т. е. демонская). Впрочем, выражение «асурская варна» появляется уже в «Ригведе» (IX 71, 2), и оно может быть интерпретировано как то, что предшествует В . шудр. Дасью (дасы) представляли собой автохтонное племя, враждебное ариям и отличавшееся от них тёмный цветом кожи. Уже само наличие двоичного противопоставления «В. ариев» - «В. дасов» (РВ I 104, 2; II 12, 4; III 34, 9) при том, что дасы определяются как чёрные, отсылает к правдоподобной реконструкции: белый (арии) - чёрный (дасы) как обозначение своего и не своего (чужого). Употребление термина «В.» в значении «сословие» появляется лишь в период брахман (Шат.-бр. V 5, 4, 9, VI 4, 4, 13).
 
Лит.: История и культура Древней Индии, М., 1863; Касты в Индии. М., 1965; Бонгард-Левин Г. Ф., Ильин Г. Ф„ Древняя Индия. Исторический очерк, М., 1969; Rangaswami Aiyangar К. V., Atpecte of the social and political system of manusmrti, Lucknow, 1949; Srinivas М. N.. Religion and society among the coorgs of South India, Oxf. 1952; Agrawala V. S.. India as known to Panini, Lucknow, 1953; Apte V. М., Social and religious life in the Grihya-autras, Bombay [1964]; Pillai G. K., Origin and development of caste, Allahabad, 1959; Barua P. L. The Doctrine of Caste in Early Buddhism «Journal of the Bombay Branch of the Royal asiatic Society. 1959, М 4.
В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ВАРМА-АВА" в других словарях:

  • ТОЛ-АВА — (тол, «огонь», ава, «женщина, мать»), в мордовской мифологии хозяйка огня. Т. а. виновница пожаров, особенно опасная в союзе с хозяйкой ветров Варма авой. К Т. а. обращались с мольбами об излечении от ожогов, бросали в огонь приношения. В… …   Энциклопедия мифологии

  • ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны …   Энциклопедия мифологии

  • Мордовская мифология — доминировала в народном сознании мордвы до XVIII века, но её следы сохранились и в более позднее времена. Древние мордвины верили в зооморфных предков. Частый сюжет это женитьба девушки на медведе, который живет в глубине леса в особой медвежьей… …   Википедия

  • Hungarian language — Hungarian magyar Pronunciation [ˈmɒɟɒr] Spoken in …   Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»