АМЕША СПЕНТА


АМЕША СПЕНТА
АМЕША СПЕНТА
(авест., «бессмертные святые»), Амшаспанд (среднеперс.), в иранской мифологии шесть или семь божеств, ближайшее окружение верховного божества Ахурамазды. Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие («Ясна» 21, 1-2 и 39,3) - мужского и женского, третьи («Ясна» 51, 22) - только мужского. В период раннего средневековья А. С. часто воспринимались как единый персонаж. Многие исследователи, отрицая самостоятельность каждого из А. С., склонны были видеть в них аспекты, аллегории благих качеств Ахурамазды, его эманации. Однако имена пяти А. С. имеют точные соответствия в ведийской мифологии, что указывает на индоиранские истоки их образов как самостоятельных божеств, а их система в целом повторяет древнюю индоиранскую и индоевропейскую схему семибожного пантеона (см. в ст. Индоевропейская мифология). В состав А. С. входили: Спента Майнью («святой дух»), творческая ипостась Ахурамазды; Boxy Мана («благая мысль»); Аша Вахишта («истина»); Хшатра Вайрья («власть», с оттенком значения «царство божие»); Армайти (Арматай, «благочестие»); Аурват (Хаурватат, «целостность», как полнота физического существования, противоположность болезни, смерти, старости); Амертат («обессмертие»).
До сложения маздеизма, а впоследствии вне её ортодоксальной систематики Армайти считалась богиней земли, иногда женой либо сестрой Ахурамазды, пребывающей с ним в кровнородственном браке. В поздних текстах имеют противников из сил тьмы (судя по сообщениям Плутарха, эта дуалистическая оппозиция была известна уже греческому автору 4 в. до н. э. Феопомпу). А. С. считали также покровителями священных стихий и животных: Boxy Мана - покровитель скота, Аша Вахишта - огня, Хшатра Вайрья - металлов, Армайти - земли, Аурват - воды, Амертат - растений. Известен миф о поочерёдном общении Заратуштры с каждым из А. С. в различных географических пунктах западного Ирана. Эти семь явлений А. С. пророку послужили началом утверждению на земле зороастрийской веры. Каждый из А. С. в качестве отличительного символа имел свой цветок, например Boxy Мана - белый или жёлтый жасмин, Армайти - ползучую мускусную розу, Аурват - лилию и т. д. («Бундахишн» 27, 24).
Лит.: Geiger В., Die Amesa Spentas, ihr Wesen und ihre ursprüngliche Bedeutung, Wien, 1916; Colpe C., Reflections on the history of the Amesa Spanta conceptions. XXIX Congres International des orientalistes. Resumes des communications, Nogeut sur Marne, 1973.
Л. А. Лелеков.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Смотреть что такое "АМЕША СПЕНТА" в других словарях:

  • АМЕША СПЕНТА — [авест. бессмертные святые, среднеперсид. Амшаспанд], в зороастризме 6 высших духов, созданных богом. Семантика слова «святой» здесь отличается от библейской: акцент делается на «изобильности», «щедрости». В Гатах все они обладают… …   Православная энциклопедия

  • Амеша Спента — Семь бессмертных святых в зороастризме. Выполняют функцию посредников между Духом святости Спента Манью и человечеством в проблемах нравственного выбора. Воху Мана (Благая мысль) Аша Вахишта (Наилучший распорядок) Хшатра Варья (Прочная власть)… …   Религиозные термины

  • Амеша Спента — (авест.) – «бессмертные святые» – в иранской мифологии семеро божеств, являющихся ближайшими слугами верховного божества Ахурамазды. В состав А. С. входят Boxy Мана («благая мысль»), АшаВахишта («высшая правда»), Кшатра Вайрья («божественная… …   Мифологический словарь

  • Амеша Спента —          Амшаспанд в иран. миф. шесть или семь божеств, ближайшее окруж. верхов. божества Ахурамазды. В состав А. С. входили: Спента Майнью («святой дух»), творч. ипостась Ахурамазды; Воху Мана («благая мысль»); Аша Вахишта («истина»); Хшатра… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Спента Армайти — В зороастризме Дух Святого благочестия, один из спутников бога Ахурамазды, один из бессмертных духов Амеша Спента. Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины

  • ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — совокупность мифологических представлений древних иранцев. Начальный этап формирования И. м. относится к эпохе индоиранской общности (арийцы индоиранцы населяли южнорусские степи во 2 м 1 й половине 1 го тыс. до н. э.). В ходе многовековых… …   Энциклопедия мифологии

  • Иранская мифология —          совокупность миф. представлений древ. иранцев. Начальный этап формирования И. м. относится к эпохе индоиран. общности (арийцы индоиранцы населяли южно русские степи во 2 м 1 й пол. 1 го тыс. до н.э.). В ходе многовек. миграций др. иран.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Древнеиранская религия в античных источниках — Древнеиранская религия в античных источниках. Статья содержит обзор сведений античных авторов (древнегреческих, латинских и отчасти армянских и сирийских) V века до н. э. VI века н. э. о религии иранских народов эпохи Ахеменидов, парфян и державы …   Википедия

  • ЗОРОАСТРИЗМ — древняя иран. религия, возникла на рубеже II и I тыс. до Р. Х.; была гос. религией во времена правления 3 иран. династий (Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской), господствовавших на большей части территории Ближ. и Ср. Востока с VI в. до Р. Х.… …   Православная энциклопедия

  • ЯЗАТЫ — [авест. язата «(тот), кому подобает поклонение»], в иранской мифологии класс божеств помощников Ахурамазды. Термин «Я.» дозороастрийского происхождения: ср. осет. izaed. В древнеперсидском пантеоне Я. соответствует термин «бага» (baga ). К числу… …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.