АЙДО-ХВЕДО


АЙДО-ХВЕДО
АЙДО-ХВЕДО
в дагомейской мифологии змея-радуга. Архаический мифологический персонаж. Согласно мифам, появилась первой, существовала до всех остальных. У неё нет семьи, она всегда была одна. В некоторых мифах А.-Х. пришла с первыми людьми - мужчиной и женщиной. А.-Х. в ранних мифах - демиург. Передвигаясь по земле, она создала поверхность земли. Горы - это её экскременты, поэтому в горах находят богатства. Она поддерживает землю, свернувшись кольцом и закусив свой хвост; когда шевелится, чтобы устроиться поудобнее, происходят землетрясения. Живёт в море, т. к. не любит жары, её пища - железо, которое делают для неё живущие в море красные обезьяны. Если у обезьян не окажется железа, А.-Х. нечего будет есть и ей придётся кусать свой хвост. Тогда земля, которая и так перегружена горами, деревьями, большими животными и т. п., соскользнёт в море, и настанет конец мира. Когда А.-Х. всплывает на поверхность воды, то отражается в небе радугой. В некоторых мифах существуют две А.-Х. (по одному из вариантов - близнецы): одна из них живёт в море, а другая - на небе (радуга), по ней молнии попадают на землю.
Культ А.-Х. более всего был развит в городе Вайдах; её почитали как предка правящего рода. В городе существовало святилище А.-Х., выстроенное вокруг большого хлопкового дерева. В нём находилось множество змей боа, которым приносились жертвы. Змей запрещалось убивать. Включённая в пантеон богов фон (дагомейцев) А.-Х. уступает Маву-Лиза свои первоначальные функции демиурга; в мифах А.-Х. сопровождает Маву, носит его в пасти, она - его слуга; А.-X. называют «набедренными повязками Маву, разложенными для просушки». Сыну Маву - громовнику Хевиозо А.-Х. помогает приходить на землю. По другой версии, Хевиозо передал её своему младшему сыну Гбаде, чтобы она переносила его на землю.
Согласно некоторым мифам, А.-Х. - одна из ипостасей Дана, сына близнецов Маву и Лиза, рождённых Нана-Булуку. Дан проявляется в различных формах, в частности в радуге, символом которой является змея, кусающая свой хвост.
E. с. Котляр.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Змея вечности, кусающая свой хвост.

Змея вечности, кусающая свой хвост.


Змея вечности, кусающая свой хвост.


.

Смотреть что такое "АЙДО-ХВЕДО" в других словарях:

  • ЗМЕЯ — многогранный мифологический символ противостояния человеку. Вражда человека и змеи одна из наиболее распространенных мифологем у большинства народов. Согласно древнеиндийской теогонии, обитавшие в воздушных сферах змеевидные чудовища асуры долгое …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • АФРИКАНСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических представлений, распространённых у народов, населяющих Африканский континент к югу от Сахары. Типы различных систем А. н. м. определяют главным образом по типу или характеру центрального персонажа, вокруг которого… …   Энциклопедия мифологии

  • ГБАДЕ — в дагомейской мифологии младший сын Хевиозо, его любимец; он непослушен и могуществен. Согласно мифам, Г., которому мать завещала гнев, легко возбуждается и стремится всё истребить. Он посылает зигзаги молний, его голос громовые раскаты; от них… …   Энциклопедия мифологии

  • ДАГОМЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических представлений дагомейцев (южные и центральные районы современного Бенина), ядро которых составили племена фон. Д. м. типологически близка йоруба мифологии, что, возможно, отчасти обусловливается взаимовлиянием и… …   Энциклопедия мифологии

  • МАВУ-ЛИЗА — в дагомейской мифологии глава пантеона богов; согласно основному варианту мифа о сотворении мира, прародитель и демиург, андрогинное божество, породившее всех остальных богов: близнецов Да Зоджи и Ньохве Анану, Хевиозо. близнецов Агбе и Наете,… …   Энциклопедия мифологии

  • МЕТАМОРФОЗЫ — в мифологии превращение одних существ или предметов в другие. В наиболее архаичных своих формах М. отражают существеннейшие черты ранней мифопоэтической мысли: представление о тех нечётких (расплывчатых) множествах, членами которых могут быть… …   Энциклопедия мифологии

  • Маву-Лиза — Маву Лиза, Маву, в мифологии фон глава пантеона богов. Согласно основному варианту мифа о сотворении мира, прародитель и демиург М. Л., как андрогинное (двуполое) божество, породил всех остальных: близнецов Да Зоджи и Ньохве Анану, которым было… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • мифологии народов Африки южнее Сахары — Изображение мифологических персонажей и маски канага (возможно, символизирующей «мировое дерево») на калебасе. Догон. мифологии народов Африки южнее Сахары, отличаются сложностью и многослойностью. Типы мифологических систем определяются типом… …   Энциклопедический справочник «Африка»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.