Юпитер

Юпитер
Юпитер
(Jupiter). Римское божество, соответствовавшее греческому Зевсу. Он царь неба, от которого зависят все небесные явления, властитель мира, управляющий судьбой народов и государств. Он считался главным покровителем римского государства; его святилище находилось в Капитолии, в его честь происходили игры. Женой его, по аналогии с греческим представлением о нем, считалась Юнона.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
ЮПИТЕР
(Juppiter, Jovis Pater, от iuvare, «помогать», первоначально Diovis, «блестящий», Diespiter, Dispater, «отец дня», отсюда его жрец - flamen dialis), в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый»), царь богов, отождествляющийся с греч. Зевсом. По теории Ж. Дюмезиля, Ю. - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Ю., Марс, Квирин. По мнению Дж. Фрейзера, Ю. - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). В песне салиев его эпитет Луцетий (от lux, «свет»), ему были посвящены дни полнолуний - иды (Macrob. Sat. I 15, 14). Почитался на возвышенностях и в виде камня (Ю. Лапис) (Serv. Verg. Aen. VIII 641). Функции Ю. были разнообразны, т. к. он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии (Ovid. Fast. IV 683), ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Ю. Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве (Dius Fidius; Aul. Gell. I 21, 4); как Ю. Термин - хранителем границ, как Ю. Либертас и Ю. Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Ю. с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Ю. благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Ю. имел при себе совет из богов, «сотрудничающих, помогающих» и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Ю. был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на фламина Ю. Значение культа Ю. особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Ю., Юноне и Минерве. Ю. с эпитетом «наилучший, величайший» (Optimus, Maximus) становится богом римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде. При империи Ю. стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, М. Азии и др. По мере усиления монотеистических тенденций Ю. рассматривался не только как верховный, но как единственный бог («все полно Ю.»), как душа или разум мира, эфир, всё порождающий и принимающий в себя.
Е. М. Штаерман.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Юпитер
Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога - понтифики совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и, таким образом, осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут грандиозный храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года - иды(1) каждого месяца. Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле - государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества греков Зевса, то с усилением влияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии. И многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первый дал людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу. Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом богини Реи, супруги Кроноса. Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги - сатурналии, начинавшиеся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшиеся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, "вечно стояла весна" и "урожай без распашки Земля приносила", "сладкий вкушали покой безопасно живущие люди"(2). И действительно в дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогда равенству между людьми. (1. Дни, приходящиеся на середину месяца (13 - 15-е числа).) (2. Публий Овидий Назон. Метаморфозы (Превращения).)
(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)
юпитер
Кельты приняли римского бога Юпитера, включив его в свои пантеон. Он даже получил собственно кельтский эпитет - Юпитер Таранис. Таранис - кельтский бог-громовержец.
(Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.)
ЮПИТЕР
в римской мифологии царь неба, верховный бог, повелитель богов и людей. Одно из его прозвищ Люцетий (светодающий) - говорит о том, что он считался также богом света. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц - орла или коршуна. Считалось, что это личное послание Юпитера людям, которое могло быть и предостережением и проявлением благожелательност бога. Понтифики - жрецы могучего покровителя небес - ограждали участок, куда попала молния, веточками дуба - священного дерева Юпитера - чтобы никто не мог по нему пройти и осквернить священное место. Подручные служителей бога бережно собирали на специальные бронзовые совочки землю, пораженную молнией. Затем закапывали ее вместе с куском кремня - символом молнии. на этом месте жрец ставил жертвенник, где закалывал в жертву Громовержцу черную или белую овцу. Цвет животного определялся в зависимости от предсказания главного понтифика. После удара молнии он вводил себя в транс и узнавал от Юпитера зачем была послана молния. Если как предупреждение что бог чем-то недоволен в жертву приносилась черная овца, если молния была символом расположения - белая. Юпитер строго следил за тем как люди исполняют законы и клятвы. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства.
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)
Юпитер.

Юпитер.


Юпитер.
Мрамор.
I в. н. э.
Ленинград.
Эрмитаж.

Л. Файдхербе. Юпитер с молнией. 1654-55 гг.


Л. Файдхербе. Юпитер с молнией. 1654-55 гг.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Юпитер" в других словарях:

  • ЮПИТЕР — (лат. jupiter). 1) у римлян главный бог, сын Сатурна и Реи, соответствующий греческому Зевсу. 2) самая большая планета солнечной системы, с пятью спутниками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮПИТЕР… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Юпитер — Юпитер. Мрамор. 1 в. н.э. Эрмитаж. Юпитер. Мрамор. 1 в. н.э. Эрмитаж. Юпитер в мифах древних римлян бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Юпитер — 1. ЮПИТЕР, а; м. [с прописной буквы] 1. В древнеримской мифологии: верховный бог, владыка богов и людей (в греческой мифологии Зевс). 2. Пятая, самая большая планета Солнечной системы, орбита которой находится между Марсом и Сатурном. 2. ЮПИТЕР,… …   Энциклопедический словарь

  • ЮПИТЕР — (астрологический знак V) планета, среднее расстояние от Солнца 5,2 а. е. (778,3 млн. км), сидерический период обращения 11,9 года, период вращения (облачного слоя близ экватора) ок. 10 ч, эквивалент диаметра ок. 142 800 км, масса 1,90.1027 кг.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Юпитер — в мифах древних римлян бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда (виналии), в честь него перед посевом устраивали… …   Исторический словарь

  • юпитер — См …   Словарь синонимов

  • ЮПИТЕР — ЮПИТЕР, пятая по удаленности от Солнца планета и крупнейшая из так называемых больших планет. На небе видна, как одна из самых ярких звезд. В телескопе Юпитер предстает в виде желтоватого диска, точнее, эллипса, который пресекают коричневато… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Юпитер — Юпитер, или Зевс (Деян.14:12 ) главное языческое божество древних Греков и Римлян. По мифологии языческой он сын Сатурна или Хроноса и Реи; он считался отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. Он разделил… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • ЮПИТЕР — ЮПИТЕР, в греч. боговщине: Зевс, глава богов; | самая большая планета нашей вселенной, которой год равен нашим двенадцати годам. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ЮПИТЕР — крупнейшая планета Солнечной системы, пятая по порядку от Солнца. Расстояние Ю. от Солнца изменяется от 4,95 до 5,45 а. е. (740 814 млн. км), ср. расстояние 5,203 а. е. (778 млн. км). Расстояние между Ю. и Землёй колеблется от 588 до 967 млн. км… …   Физическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»