- Бёрд У.
-
(Byrd, Byrde, Bird) Уильям (1543 или 1544, Линкольншир - 4 VII 1623, Стондон-Масси, Эссекс) - англ. композитор, органист и нотоиздатель.
Музыке обучался, возможно, у Т. Таллиса. С 1563 работал церк. органистом в Линкольншире. С 1570 чл. Корол. капеллы, с 1572 придв. органист. В 1575 получил совм. с Таллисом привилегию на монопольное издание и продажу в Лондоне нот. После его смерти (1585)- владелец нотоиздательства. До 1593 жил в Лондоне, затем - в Стондон-Масси. Опубликовал ряд сб. многогол. культовых сочинений и произв. англ. мадригалистов и вёрджинелистов (см. Вёрджинел). Б. - крупнейший мастер вёрджинельной музыки и мадригала. В его произв., отличающихся простотой и мужественностью стиля, сочностью письма, отразились особенности иск-ва англ. Возрождения - эпохи К. Марло и У. Шекспира. Вёрджинельная музыка Б., охватывающая разл. жанры (фантазия, вариации, хоральная фигурация, англ. нар. песня и танец), интонационно связана с нац. муз. фольклором (мн. пьесы для вёрджинела опубликованы в сб-ках "My Ladye Nevelles booke", 1591, "Parthenia", 1611, и др. прижизненных изд.). Искусный полифонист, Б. художественно переосмыслил в произв. для вёрджинела приёмы вок. контрапунктич. письма. Наиболее самобытен Б. в небольших пьесах песенного склада, нередко проникнутых лирич., пасторальными настроениями. Во мн. из них запечатлены жанровые сцены - это и остроумные вариации на тему популярной охотничьей песни "Уолсингэм", и обр. популярной песни елизаветинских времён "О, госпожа моя" ("О Mistresse Myne"; упоминается У. Шекспиром в комедии "Двенадцатая ночь"), и воспроизведение посвиста извозчика. Б. писал и произв. программно-изобразит. характера (батальный цикл "Битва"). Камерной музыке Б. для ансамбля виол, при сложности и изысканности полифонич. фактуры, присущи лирич. теплота и интимная выразительность. Выделяются его фантазии, паваны и гадьярды для виолы. Б. сыграл видную роль в развитии инстр. музыки, в выработке нового муз. языка, новых инстр. форм, в частности вариаций. Он является также родоначальником англ. мадригала. С творчеством Б. связано увлечение этим новым для Англии жанром светской вок. музыки, к-рый получил дальнейшее развитие в работах его ученика Т. Морли). Своя эстетич. взгляды Б. изложил в предисловии к сб. "Псалмы, сонеты и песни грусти и печали" ("Psalmes, Sonets and Songs of Sadnes and Pietie", 1588), в к-ром высказал пожелание, чтобы его музыка "счастливо неcла хоть немного нежности, отдохновения и развлечения". Б. отдал значит. дань и культовой католич. музыке (мессы, градуалы и др.). Мн. сочинения изданы при жизни Б., но мн. остались в рукописи.
Сочинения: камерно-инстр. - музыка для разл. составов виол (в т.ч. 15, фантазий, паваны и гальярды), ок. 140 пьес для вёрджинела, пьесы для лютни, вок. соч. - ок. 70 мадригалов для 3-6 голосов, св. 30 песен для 1, 2 и 3 голосов с инстр. сопровождением (б. ч. опубликованы в сб. Псалмы, сонеты и песни грусти и печали, 1588, 1611), Песни разного рода (Songs of sundrie natures, 1589), культовые (католич.) произв. - 3 мессы, 2 сб. мотетов ( 1589, 1591), 2 сб. градуалов (1605, 1607) и др. Литература: Алексеев А. Д., Клавишное искусство, М.-Л., 1952, с. 32, Друскин М. С., Клавирная музыка; Л., 1960 с. 106-108; Fellowеs Е. H., The English madrigal composers, L., 1921, 1948, его же. William Byrd, a short account of his life and work, L., 1923, 1928; его же, William Byrd, L., 1936, 1948; Howes F., William Byrd, L., 1928; Dent E. J., W. Byrd and the madrigal, в сб.: Festschrift fьr Johannes Wolf zum sechzigsten, Geburtstage, B., 1929, Glyn W. H., About Elizabethan virginal musis and its composers, L., 1935; Meyor E. H., English chamber music, L., 1946. И. М. Ямпольский.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.