Яворский Б. Л.

Яворский Б. Л.
        Болеслав Леопольдович (10(22) VI 1877, Харьков - 26 XI 1942, Саратов) - сов. муз. теоретик, педагог, пианист, композитор и муз.-обществ. деятель. Доктор искусствоведения (1941). В 1898 окончил Киевское муз. уч-ще по классу фп. у В. В. Пухальского (по муз.-теоретич. предметам занимался у Е. А. Рыба), в 1903 - Моск. консерваторию по классу композиции у С. И. Танеева и по классу фп. у H. E. Шишкина (курс истории рус. церк. пения - у С. В. Смоленского). Принимал активное участие в деятельности Музыкально-этнографической комиссии при Моск. ун-те (с 1903), был одним из инициаторов создания Народной консерватории при Моск. об-ве нар. ун-тов (1906; до 1916 вёл в ней муз.-теоретич. предметы, хор. и фп. классы), "Музыкальных выставок" (совм. с М. А. Дейша-Сионицкой, 1907-11). С 1916 профессор Киевской консерватории (классы фп. и композиции), с 1918 - также Муз.-драм. ин-та им. Н. В. Лысенко. С 1917 директор Киевской нар. консерватории (осн. в 1916), в к-рой руководил инструкторскими курсами для преподавателей, хор. и муз.-пропагандистской работой. В 1921 по вызову А. В. Луначарского переехал в Москву. В 1921-25 зав. отделом муз.-уч. заведений Главпрофобра, в 1922-30 пред. муз. секции и чл. Гос. учёного совета Наркомпроса РСФСР, в 1921-1930 зав. уч. частью и педагог созданного по его инициативе 1-го Моск. муз. техникума, в к-ром преподавание муз. дисциплин велось на основе его теории. В 1921-1931 действит. чл. ГАХНа (позднее - ГАНС). В 1932-1939 ст. редактор "Музгиза". В 1938-42 профессор Моск. консерватории.
        Я. - один из самых значит. деятелей рус. и сов. муз. науки, оказавший воздействие на всю рус. муз. культуру 1-й пол. 20 в. Он первым из рус. учёных создал обобщающую муз.-теоретич. систему - теорию "муз. мышления" (первоначальное назв.- теория ладового ритма; по ней в 1930 состоялась всесоюзная конференция под пред. Луначарского, выступившего в защиту идей Я.). В основу её легло понимание Я. музыки как своеобразного вида речи, общения между людьми. В связи с этим новую трактовку получил ряд понятий, в особенности - лада. Противопоставив лад прежним понятиям гаммы, звукоряда, Я. впервые выделил его как самостоят. категорию. Он понимал лад как организацию муз. мышления и речи на основе внутр. слуховой настройки. Последняя обусловливает воспроизведение и восприятие музыки и формируется под воздействием историч.-социальных причин. Принципом организации лада Я. считал соединение систем (тритон с его разрешением) - единичной и двойной, и их сочетаний. Исходя из этого, Я. обосновал множественность ладов и указал на возможность существования ладов, отличающихся от мажора и минора. Ладовая концепция Я. была тем более актуальна, что в 1-е десятилетие 20 в. выступили атоналисты, отрицавшие ладовое мышление вообще (см. Атональная музыка). Я. расширил трактовку ладовой функциональности (соотношение устойчивости и неустойчивости, сопряжения и т. п.). В неразрывной связи с ладовой стороной Я. рассматривал проблемы ритма (т. е. ладо-временных соотношений в музыке) и интонационности. Я. ещё в начале века заложил основы учения об интонации, ставшей одной из центр. категорий совр. музыкознания. Многие общеупотребительные ныне термины (интонация, предыкт, названия открытых им ладов - переменный, увеличенный и др.) были впервые предложены и обоснованы Я. Однако многие совр. музыковеды не разделяют ряда положений теории Я.
        Я.-учёного отличали разносторонность и широта науч. интересов. Он обладал исключит. эрудицией в области разл. иск-в, философии, эстетики, истории и психологии, позволявшей ему успешно изучать особенности художеств. мышления разл. эпох. Многогранной интенсивной деятельности Я. свойственно органичное слияние науч. изысканий и практич. педагогич. и организац. работы. Он был неутомимым обществ. деятелем и муз. просветителем, в т. ч. в области детского муз. воспитания, одним из инициаторов реорганизации сов. музыкального образования. Значит. роль играл Я. в конц. жизни Москвы и Киева. Выдающийся пианист, он с 1906 постоянно выступал в концертах как солист и ансамблист (с К. Г. Держинской, Н. П. Кошиц, П. Коханьским, О. Н. Бутомо-Названовой, с квартетом им. Страдивари и др.); в 30-е гг. явился инициатором ряда концертов с участием видных сов. и заруб. исполнителей. Педагогич. деятельность Я. была новаторской по целям и формам, он стремился к развитию у учащихся творч. мышления. Наиболее значит. были 2 вузовских семинара Я.: "Баховский" и "История исполнительских стилей". Среди его учеников - А. А. Альшванг, Н. Я. Брюсова, Г. Г. Верёвка, М. И. Вериковский, Н. М. Гольденберг, Г. А. Дмитревский, Ф. Е. Козицкий, Н. Д. Леонтович, Т. Л. Логовинский, М. С. Пекелис, С. В. Протопопов, И. С. Рабинович, А. В. Свешников, В. А. Цуккерман и др. Его влияние частично испытали Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, В. Д. Конен, Н. Я. Мясковский, Г. Г. Нейгауз, Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина и др.
        Я. - автор оперы "Вышка Октября" (1930, Большой т-р), орк. пьесы "Три расцвета" (1905), соч. для фп., романсов; ему принадлежат сб-к обработок для голоса и фп. "И. С. Бах. Песни и арии. Фортепианное сопровождение на основе баса И. С. Баха" (1939; 2-е изд. 1966), записи и обработки нар. песен, а также многочисл. статьи. Под его ред. издан учебник: Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи (ч. 1-2, М., 1930). Мн. работы Я. (рукоп.) хранятся в Музее муз. культуры им. М. И. Глинки.

Сочинения: Строение музыкальной речи, ч. 1-3, (М., 1908); Упражнения в голосоведении, М., 1913, 1928; Текст и музыка (продолжение работы "Строение муз. речи"), "Музыка", 1914, No 163, 166, 169; Строение музыкального произведения в связи с его исполнением, М., 1914; Упражнения в образовании ладового ритма, ч. 1, М., 1915, Упражнения в образовании схем ладового ритма, М., 1928; Основные элементы музыки, "Искусство", 1923, No 1; Восприятие ладовых мелодических построений (совм. с С. Н. Беляевой-Экземплярской), в кн.: Сборники экспериментально-психологических исследований, вып. 1, Л., 1926; Конструкция мелодического процесса, в сб.: Структура мелодии, вып. 3, M., 1929; Сюиты Баха для клавира (под ред. С. Протопопова), М.-Л., 1947; Из "Воспоминаний о Сергее Ивановиче Танееве", в сб.: С. И. Танеев, Из научно-педагогического наследия, М., 1967.

Литература: Кулаковський Л. В., Де-якi твердження зiвчення Б. Л. Яворського, "Музика", 1924, No 10-12; его же, К проблеме изучения ладового строения музыкальных произведений, "СМ", 1933, No 2; Надененко Ф., Будова музичноп мови. (Основи системи Б. Яворського), вип. 1, Кипв, 1925; Римский-Корсаков Г. М., Акустическое обоснование теории ладового ритма, в сб.: Музыкознание... Временник отдела музыки (Гос. ин-та истории искусств). IV, Л., 1928; Цуккерман В., Теория ладового ритма и её применение, "Пролетарский музыкант", 1929, No 7-8; Луначарский A.B., Несколько замечаний о теории ладового ритма, там же, 1930, No 2; его же, Выступление на Всесоюзной конференции по теории ладового ритма, в его кн.: В мире музыки, М., 1958, 1971; Rыжкин И. Я., Теория ладового ритма (Б. Яворский), в кн.: Мазель Л. A., Рыжкин И. Я., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, М.-Л., 1939; Протопопов С., Памяти Болеслава Леопольдовича Яворского, в кн.: Информационный сборник, вып. 5-6, (М.), 1944; Цуккерман В., Кулаковский Л., Яворский - теоретик, "СМ", 1957, No 12; Хвостенко В. В., Г. Э. Конюс и Б. Л. Яворский, "Советский музыкант", 1962, 12 дек.; Яворский Б., т. 1. Воспоминания, статьи и письма, ред.-сост. И. С. Рабинович, общ. ред. Д. Шостаковича, M., 1964, испр. и доп. 1972; Холопов Ю. Н., Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971; Набок И., Проблемы социальной природы музыкального творчества в теоретическом наследии Б. Л. Яворского, в сб.: Музыка в социалистическом обществе, вып. 3, Л., 1977; Лаврентьева И. В., Ученый, музыкант, человек, "Советский музыкант", 1978, 3 янв.; Вiрановський Г. М., Музично-теоретичнi системи. Предмет i принцип побудови, Кипв, 1978; Баевский В., Яворский и некоторые тенденции культуры его времени, "СМ", 1978, No 5; Кон Ю., Несколько теоретических параллелей, там же; Pинкельберг Н., Б. Л. Яворский об исполнительстве, в сб.: Музыкальное исполнительство, сб. 10, М., 1979; Арановский М., Интонация, знак и "новые методы", "СМ", 1980, No 10; Mасленкова Л., Б. Л. Яворский о воспитании слуха, в сб.: Критика и музыкознание, вып. 2, Л., 1980; Воiсеnсо N., Nuovi principi delia composizione musicale. Teoria ed esercizi, Roma, 1928; Cukkierman W., Boleslaw Jaworsky jako teoretyk muzyki, в сб.: Universitet Warszawski. Polsko-rosyiskie miscellanea musyczne, 1967; Wilkomirski K., Boleslaw Jaworski - twуrca teorii myslenia musycznego, "Ruch musyczny", 1977, No 25.

Б. И. Рабинович.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Яворский Б. Л." в других словарях:

  • ЯВОРСКИЙ — Василий Иванович (1875/76 1974), геолог и палеонтолог, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1962), Герой Социалистического Труда (1971). Труды по геологии угольных месторождений (гл. образом Кузбасса); открыл и изучил строматопороидеи… …   Русская история

  • Яворский — (польск. Jaworski, укр. Яворський)  польская и украинская фамилия. Известные носители: Яворский, Александр Павлович (р. 1955)  председатель Селянской партии Украины (СелПУ) в 2006 году; Заместитель Председателя Всеукраинской… …   Википедия

  • Яворский — I Яворский         Болеслав Леопольдович [10(22).6.1877, Харьков, 26.11.1942, Саратов], советский музыковед, пианист и композитор, доктор искусствоведения (1941). В 1903 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у С. И. Танеева,… …   Большая советская энциклопедия

  • Яворский М. — Мариан Яворский с епископами (посередине) Его Высокопреосвященство Кардинал Мариан Викентьевич Яворский (польск. Marian Jaworski), (род. 21 августа 1926, Львов, Польша)  украинский кардинал. Биография Поступил, по окончании школы, во Львовскую… …   Википедия

  • ЯВОРСКИЙ — Болеслав Леопольдович [10(22).6.1877, Харьков, 26.11.1942, Саратов], музыковед, композитор, пианист, педагог, обществ, деятель; дер искусствоведения (1941), проф. Киевской (1916) и Моск. (1938) консерваторий. Окончил Моск. консерваторию (1903) по …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Яворский — ЯВОРИВСКИЙ ЯВОРОВ ЯВОРОВСКИЙ ЯВОРСКИЙ Фамилия польского и западноукраинского происхождения. Первоначально обозначала приезжего из местечка Яворово (теперь город в Львов. обл. Украины); на Украине 23 реки носят названия с основой явор (все они в… …   Русские фамилии

  • ЯВОРСКИЙ — 1 . Иван Лаврович (1853 после 1908) рус. географ, антрополог, этнограф. По образованию и профессии врач. С нач. 90 х гг. приват доцент, затем профессор Новороссийского ун та в Одессе по кафедре географии. В 1878 79 в качестве врача рус.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Яворский С. — Яворский С. см. Стефан Яворский …   Энциклопедический словарь

  • Яворский С. — ЯВÓРСКИЙ Стефан, см. Стефан Яворский …   Биографический словарь

  • Яворский Болеслав Леопольдович — [10(22).6.1877, Харьков, ‒ 26.11.1942, Саратов], советский музыковед, пианист и композитор, доктор искусствоведения (1941). В 1903 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у С. И. Танеева, классу фортепиано у Н. Е. Шишкина. Выступал… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»