Энсзем

Энсзем
        энзем, антем (англ. anthem, средне-англ. antem, староангл. antefn, позднелат. antiphona, от греч. antiponos - звучащий в ответ) - нелитургич. духовное песнопение англиканской церкви с текстом из Библии (иногда из др. источников) на англ. языке. Существуют 2 разновидности Э.: появившийся несколько ранее полный Э. (full anthem) - исполняемый хором, преим. a cappella, и более поздний стиховой, или строфический, Э. (verse anthem) - основанный на чередовании сольных (один или неск. солистов) и хор. разделов, с инстр. сопровождением (орган, струнные).Своим возникновением жанр обязан движению Реформации, выдвинувшему идею богослужения на нац. языке. Образцом для создателей первых полных Э. (К. Тай, Т. Таллис) был лат. мотет, что подтверждается известными случаями переработок мотетов в Э. Однако уже в раннем Э. сложились - во многом в связи с языковыми особенностями текста - его своеобразные черты:
У. Бёрд. Стиховой (verse) энсзем.
        по преимуществу силлабич. мелодика, краткость фраз, квадратность, гармонич. наполненность при меньшей по сравнению с мотетом роли полифонии. Даже в более поздних стиховых Э. (У. Бёрда, Т. Морли, О. Гиббонса) партия солиста ещё не является ведущим голосом: гармонич. изложение в них только намечается.
        Новый ариозный стиль в сольных разделах утвердился в 17 в.; введение инстр. интерлюдий (Дж. Блоу, Г. Пёрселл) усилило обозначившееся сходство Э. с кантатой (в это же время в Э. был добавлен полифонич., нередко двухорный, раздел "аллилуйа"). Наивысшего развития Э. достиг в творчестве Г. Ф. Генделя, к-рый создавал соч. в этом жанре, как правило, по определ. поводам (Э. коронационные, свадебные, похоронные и др.); они близки по стилю его ораториям. В 19 в. к жанру Э. обращались мн. англ. и амер. композиторы (напр., англичанину С. С. Уэсли принадлежат Э., изд. в 2 томах). В 20 в. среди авторов Э. - Б. Бриттен, С. Барбер, И. Ф. Стравинский. Многочисл. образцы Э. приведены в изд.: Musica Britannica. A national collection of music, v. 7 - 1953, v. 23 - 1966, v. 38 - 1976.

Литература: Foster M. В., Anthem and anthem composers, L., 1901; Fellowes E. Н., English cathedral music from Edward VI to Edward VII, L., (1941), (1948); Вukofzer M. F., Music in the baroque era, N. Y., (1947); Daniel R. Т., English models for the first American anthems, "JAMS", 1959, v. 12, No 1; Le Hurау Р., The English anthem 1580-1640, "Proceedings of the Royal Musical Association", 1959/1960, v. 86; Wienandt E. A., Choral music of the church, N. Y.-L., (1965); Morehen J., The English consort and verse anthems, "Early music", 1978, v. 6, No 3.

Т. С. Кюрегян.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Энсзем" в других словарях:

  • Антем —         (anthem) жанр англ. церк. музыки; см. Энсзем …   Музыкальная энциклопедия

  • Пародия —         (греч. parodia, от para против, вопреки и odn песнь).         1) Утрированное, комич. подражание какому либо муз. стилю, жанру, отдельному муз. произведению. Подобного рода П. формируется с 17 в. При этом применяются как новая… …   Музыкальная энциклопедия

  • Хоровая музыка —         музыка, исполняемая хором или предназначенная для хор. исполнения. X. м. принадлежит к наиболее демократичным видам иск ва. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит. роль в жизни общества. Воспитательные и… …   Музыкальная энциклопедия

  • Церковная музыка —         (нем. Kirchenmusik, итал. musica sacra, musica da chiesa, франц. musique d eglise, musique sacrйe, англ. church music) музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы или исполнения в т. н. внеслужебные часы. Понятия… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»