- Экспериментальная музыка
-
(от лат. ехреrimentum - проба, опыт) - музыка, сочиняемая с целью проверки новых композиц. приёмов, новых условий исполнения, необычного звукового материала и т. п. Понятие Э. м. неопределённо; оно соприкасается с такими выражениями, как "творческий поиск", "новаторство", "смелый опыт" или (с негативным оттенком) "путь, оказавшийся бесперспективным". Родственность этих понятий и их пересечение лишают термин "Э. м." чётких и постоянных границ. Нередко произв., рассматривавшиеся как Э. м., с течением времени входят в исполнительскую практику и утрачивают первонач. оттенок экспериментальности ("атональность" в "Багатели без тональности" Листа, 1885; мобильность звуковой ткани в пьесе для камерного ансамбля "Вопрос, оставшийся без ответа" Айвса, 1908; значительно развитая додекафонная структура в миниатюре Веберна "Оркестровая пьеса No 1", 1913; "подготовленный рояль" в "Вакханалии" Кейджа, 1938, и др.). К Э. м. можно отнести также и эксперименты-шутки, напр. музыку, написанную по рецептам книги баховского ученика Кирнбергера "Всечасно готовый сочинитель полонезов и менуэтов" (1757) или приписываемой Моцарту книги "Руководство, как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы в любом количестве, не имея ни малейшего представления о музыке и композиции" (1793).
В 50-е гг. 20 в. Э. м. называли главным образом конкретную музыку, электронную музыку (в 1958 в Париже инициатор конкретной музыки П. Шеффер руководил Первой международной декадой экспериментальной музыки). Как Э. м. рассматривают также, напр., синтез света и музыки (светомузыка), машинную музыку.
Экспериментирование в муз. иск-ве, создавая ощущение яркости и новизны художеств. приёма, не всегда приводит к эстетически полноценному результату, поэтому музыканты нередко относятся к Э. м. скептически: "Эксперимент что-то значит в науках, но ничего не значит в (муз.) композиции" (И. Ф. Стравинский, 1971, с. 281).
Литература: Зарипов Р. X., Уральские напевы (о процессе сочинения музыки электронной вычислительной машиной "Урал"), "Знание - сила", 1961, No 2; его же, Кибернетика и музыка, М., 1963, 1971; Галеев Б., Скрябин и развитие идеи видимой музыки, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; его же, Светомузыка: становление и сущность нового искусства, Казань, 1976; Kirnberger J. Ph., Der allezeit fertige Polonoisen- und Menuettencomponist, В., 1757; Vers une musique expйrimentale, "RM", 1957, Numйro spйcial (236); Patkowski J., Z zagadnien muzyki eksperimentalnej, "Muzyka", 1958, rok 3, No 4; Stravinsky I., Craft R., Conversations with Igor Stravinsky, N. Y., 1959 (рус. пер. - Стравинский И., Диалоги..., Л., 1971); Cage J., Zur Geschichte der experimentellen Musik in den Vereinigten Staaten, "Darmstдdter Beitrдge zur neuen Musik", 2, 1959; Hiller L. A., Isaacson L. M., Experimental music, N. Y., 1959; Moles A., Les musiques expйrimentales, P.-Z.-Bruz., 1960; Kohoutek C., Novodobй skladebnй teorie zбpadoevropskй hudby, Praha, 1962, под назв.: Novodobй skladebnй smery v hudbe, Praha, 1965 (рус. пер. - Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976); Schдffer В., Maly informator muzyki XX wieku, Kr., 1975. См. также лит. при статьях Конкретная музыка, Электронная музыка. Ю. Н. Холопов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.