Шаляпин Ф. И.

Шаляпин Ф. И.
        Фёдор Иванович (1 (13) II 1873, Казань - 12 IV 1938, Париж) - рус. певец (бас). Нар. арт. Республики (1918). Род. в бедной семье выходца из крестьян Вятской губ., писца казанской земской управы. Окончил 2-классное гор. уч-ще. Уже в детском возрасте обладал красивым голосом (дискант), любил слушать народные песни, часто пел с матерью, "подлаживая голоса". С 9 лет пел в церк. хорах. Обучался сапожному, столярному и переплётному ремёслам, позже работал писцом, грузчиком, крючником. В 12 лет увлёкся т-ром, участвовал в качестве статиста в спектаклях гастролировавшей в Казани оперной труппы. В 1890 поступил в хор труппы С. Семёнова-Самарского в Уфе; в декабре того же года впервые выступил здесь в оперной партии (Стольник в "Гальке"). С 1891 скитался с небольшими театр. труппами по городам Поволжья, Ср. Азии и Закавказья. В Тбилиси брал бесплатные уроки пения у Д. А. Усатова (1892-93), выступал в ученических и любительских концертах. 28 сент. 1893 дебютировал на проф. оперной сцене в тбилисском Казённом т-ре (Рамфис в "Аиде"), где пел затем в течение всего сезона с нарастающим успехом; исполнял партии Мефистофеля, Мельника, Гремина; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Тонио и мн. др. С лета 1894 пел ведущие партии в оперных спектаклях, шедших в петерб. загородном саду "Аркадия", затем в Панаевском т-ре. 5 апр. 1895 дебютировал в Мариинском т-ре в партии Мефистофеля. Летом 1896 выступал в оперной труппе С. И. Мамонтова во время нижегородской ярмарки (впоследствии неоднократно приезжал в Н. Новгород, пел на сцене ярмарочного т-ра и в концертах). В сентябре того же года по приглашению Мамонтова перешёл в Московскую частную русскую оперу, где сразу занял ведущее положение; за годы работы в т-ре создал ряд выдающихся образов в рус. операх - Иван Грозный в "Псковитянке" (1896), Досифей (1897), Борис Годунов, Олоферн (оба в 1898) и др. В. В. Стасов писал о 25-летнем Ш.: "Одним великим художником стало больше". Развитию таланта Ш. во многом способствовало его окружение в мамонтовской опере, где работали художники В. Д. Поленов, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин и др., где начинал свою дирижёрскую деятельность молодой С. В. Рахманинов, с к-рым Ш. подготовил ряд партий, в т. ч. Бориса Годунова и загл. партию "Мефистофеля" Бойто. Дружба с М. Горьким, начавшаяся в 1901, во многом определила идейно-художеств. принципы Ш. Немалую роль в формировании его мировоззрения и художеств. взглядов сыграли также встречи с историком В. О. Ключевским, В. В. Стасовым, Н. А. Римским-Корсаковым, И. Б. Репиным и др. С 24 сент. 1899 Ш. - солист Большого т-ра (дебютировал в партии Мефистофеля), пел часто на сцене Мариинского т-ра в Петербурге, регулярно давал концерты, в т. ч. благотворительные.
        С триумфальным успехом впервые выступил за рубежом, исполнив в 1901 в миланском т-ре "Ла Скала" партию Мефистофеля в опере "Мефистофель" Бойто (дирижёр - А. Тосканини; Фауст - Э. Карузо); последующие гастроли утвердили мировую славу рус. певца. Ш. выступал в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), участвовал в Историч. рус. концертах, организованных в Париже С. П. Дягилевым (1907), пел в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк, 1908), в "Русских сезонах" (Париж, 1908, 1913; Лондон, 1913, 1914).
        По признанию Ш., он искренне сочувствовал революц. движению в России, считал себя его участником (давал концерты для рабочих, в пользу фонда помощи революц. организациям и др.). В годы 1-й мировой войны 1914-18 Ш. пел на сцене имп. т-ров, а также в петрогр. Нар. доме и моск. Оперном т-ре С. И. Зимина. После Окт. революции 1917 артист активно участвовал в жизни т-ров, был выборным членом директорий Большого и Мариинского т-ров, руководил художеств. частью Мариинского т-ра (1918), разработал схему реорганизации оперной труппы, стремясь поднять творч. дисциплину и художест. уровень его спектаклей, привлёк новых дирижёров (в т. ч. молодого A. M. Pазовского). Ш. пел в 80 и более спектаклях в течение каждого сезона (почти все спектакли с его участием шли как целевые - для рабочих, красноармейцев, школ, профсоюзов и др.), давал много бесплатных концертов в пользу разл. организаций, выступал на заводах, перед кронштадтцами и др. В 1918 первым из деятелей иск-в удостоен звания нар. арт. Республики. Неск. раз выезжал на гастроли за границу, из последней (весной 1922) обратно не вернулся, хотя долго считал своё пребывание за рубежом временным. Противоречивость натуры Ш., его политич. незрелость не позволили ему до конца понять историческое значение Окт. революции. Значительную роль в его невозвращении из-за рубежа сыграло домашнее окружение. Однако на чужбине певец не создал ничего нового, хотя и пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира. Тоска по Родине и мысли о рус. т-ре не покидали Ш.
        Величайший представитель рус. вок. школы, Ш. обладал высоким певучим басом (basso cantante) огромного диапазона, необычайной гибкости, выразительности и красоты тембра. Дарование Ш. удивительно многогранно и органично, он был признан подлинным новатором в оперном иск-ве, в т. ч. в области вок. декламации; поразительно чутко ощущая слово в музыке, Ш. передавал тончайшие смысловые интонации. Ш.-актёр поражал редким даром перевоплощения, он с потрясающей глубиной и правдивостью, последовательно раскрывал характеры своих героев, приоткрывая тайники их внутреннего мира часто одной лишь фразой или жестом. Пластич. мастерство Ш., одарённого художника и скульптора, было совершенным. По словам В. Ф. Лопухова, "...он оказал огромное влияние на развитие хореографического искусства 20 века, фактически став учителем правды в музыкальном театре, учителем жеста, позы, ощущения музыки в каждом движении...". Ш.-музыкант, с его феноменальным слухом, памятью, чувством ритма, с его умением заставлять "звучать" даже паузы, строил свою роль только в полном контексте партитуры и всего авторского замысла. Высказывания Ш. об иск-ве представляют своего рода программу реалистич. мастерства оперного артиста. Историч. роль Ш. прежде всего в том, что своим мощным дарованием, преклонением перед гением М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, перед всей рус. музыкой, он открыл отечеств. опере (в официальных кругах находившейся в пренебрежении) путь на имп. сцены и на все сцены мира. В репертуаре Ш. было ок. 70 партий. Непревзойдённые по своей жизненной правде образы созданы Ш. в операх рус. композиторов - Мельник (1894), Иван Сусанин (1895), Галицкий (1896), Иван Грозный ("Псковитянка", 1896), Досифей, Варяжский гость (оба в 1897), Олоферн (1898), Борис Годунов, Сальери (оба в 1898), Варлаам и Алеко (1899), Фарлаф (1901), Ерёмка ("Вражья сила", 1902), Демон (1904), Кончак (1914). Среди лучших партий в зап.-европ. репертуаре - Мефистофель (оперы "Фауст" Гуно (1893) и "Мефистофель" Бойто (1901)), Дон Базилио ("Севильский цирюльник", 1894), Филипп II (1907), Лепорелло (1908), Дон Кихот ("Дон Кихот" Массне, 1910).
        Своим иск-вом Ш. утверждал непреложный закон художеств. реализма. "Единственно правильным путем к красоте я... признал для себя правду", - писал он. Ш. создавал типы: его персонажи жили на сцене полной жизнью, со своими положит. и отрицат. сторонами характера, страстями, страданиями и радостями; артист тщательно продумывал их внешнее пластич. выражение, грим, костюмы, но главным для него всегда оставалась внутренняя суть образа. В рус. селянине (Иван Сусанин, Мельник) Ш. раскрывал всё величие его души. В образах властителей (Иван Грозный, Борис Годунов, Олоферн, Филипп II) глубоко обнажал раздвоенность совести, чувств, внутреннее бессилие перед высшими нравственными идеалами. В этом проявлялось неприятие Ш. самовластия. Сценич. концепции Ш. были рождены его эпохой, в них жили те же импульсы, к-рые определяли сущность рус. обществ. жизни.
        Ш. был столь же великим интерпретатором камерной вок. музыки. Дар перевоплощения, отмечавший его сценич. образы, захватывал и конц. аудиторию. Репертуар певца включал до 400 произв. разного плана, в основном камерного и народнопесенного жанров. Благодаря Ш. стали широко исполняться многие вокальные произведения рус. композиторов, а также соч. зап.-европ. авторов. В числе шедевров исполнит. мастерства Ш. - "Блоха", "Забытый", "Полководец" и "Трепак" Мусоргского, "Ночной смотр" Глинки, "Старый капрал" Даргомыжского, "Пророк" Римского-Корсакова, "Два гренадера" Шумана, "Двойник" Шуберта и др. Ш. безраздельно увлекал проникновенным исполнением рус. нар. песен, особую известность приобрела "Дубинушка", к-рую он спел 26 нояб. 1905 со сцены Большого т-ра в разгар революц. событий 1905-1907. Ш. выступал и как оперный режиссёр (им пост. оперы "Дон Кихот" Массне (1910), "Хованщина" (1911), "Дон Карлос" (1917)), снимался в фильмах - "Царь Иван Васильевич Грозный" (по опере "Псковитянка", 1915, Россия), "Дон Кихот" (1932, Франция), был талантливым скульптором, живописцем, графиком, обладал лит. даром. Ш. оставил глубокий след в мировой художеств. культуре, оказав огромное воздействие не только на развитие вок. иск-ва и муз. т-ра в целом, но и на многие смежные области. "Ф. Шаляпин - лицо символическое, это удивительно целостный образ демократической России..." - так оценивал Горький артиста в период его наивысшего расцвета.

Сочинения и письма: Страницы из моей жизни (Автобиография Ф. И. Шаляпина), "Летопись", 1917, No 1-12 (частично), полностью в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Les fleurs de mon Pays, "Matin", 1908, 19 mai (рус. пер. - Шаляпин P., Цветы моей Родины, "Судоходец", Н. Новгород, 1908, 12 мая, также в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Маска и душа, Париж, 1932, фрагменты в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Sаlарin Teodor, Spiewak na scenie operowei, "Muzyka", t. 9, 1934 (рус. пер. - Певец на оперной сцене, "СМ", 1953, No 4, то же в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976); Об А. М. Горьком (вместо некролога), Париж, 1936, июль, то же, в кн. Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Переписка Ф. И. Шаляпина с А. М. Горьким, "Горьковские чтения. 1949-52", М., 1954, также в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976; Переписка Ф. И. Шаляпина с В. В. Стасовым, в кн.: Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, 1976.

Литература: Старк Э., Шаляпин, Пг., 1915; его же, Ф. И. Шаляпин (К двадцатипятилетию артистич. деятельности), "Аполлон", 1915, No 10; Асафьев Б. В., Шаляпин, в сб.: Советская музыка, сб. 4, М.-Л., 1945; Залкинд Г., Рисунки Ф. И. Шаляпина, "Театральный альманах", кн. 3 (5), М., 1946; Янковский М., Шаляпин и русская оперная культура, Л.-М., 1947; его же, Ф. И. Шаляпин, М.-Л., 1951, Л., 1972; Стасов В. В., Статьи о Шаляпине, М., 1952; Никулин Л., Федор Шаляпин, М., 1954; Ф. И. Шаляпин (Сб., ред.-сост. Е. А. Грошева), т. 1-2, М., 1957-58; Raскин A., Шаляпин и русские художники, Л.-М., 1963; Коллар В., 187 дней из жизни Шаляпина, Горький, 1967; Коровин К. A., Шаляпин. Встречи и совместная жизнь, в кн.: Константин Коровин вспоминает..., М., 1971; Дмитриевский В., Великий артист, Л., 1973; Федор Иванович Шаляпин (Сб., ред.-сост. Е. А. Грошева), т. 1-3, М., 1976-1979; Feschotte J., Ce gйant, F. Chaliapine, P., 1968; Goury J., F. Chaliapine, P., 1970 (с дискографией); Cosma V., Saliapin оn Romвnia, "Muzica", 1973, No 2.

E. A. Грошева.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Шаляпин Ф. И." в других словарях:

  • Шаляпин в Плёсе — О пребывании Ф. И. Шаляпина в г. Плёсе. О пребывании Ф. И. Шаляпина в г. Плёсе написано уже достаточно много, но до сих пор исследователи не пришли к единому мнению, каким образом Шаляпин попал в Плёс, когда и как продолжительно бывал здесь. Ушло …   Википедия

  • ШАЛЯПИН — Фёдор Иванович (1873 1938), певец (бас), народный артист Республики (1918). Большинство партий впервые исполнил на сцене Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова (1896 99), пел в Большом и Мариинском театрах. Участвовал в Русских сезонах… …   Русская история

  • Шаляпин мл. — Шаляпин мл., Фёдор Фёдор Шаляпин мл. Feodor Chaliapin, Jr …   Википедия

  • Шаляпин — Шаляпин, Анатолий Константинович  советский и российский актёр Шаляпин, Борис Фёдорович  художник, сын Ф. И. Шаляпина Шаляпин, Фёдор Иванович  русский оперный певец (бас) Шаляпин, Фёдор Фёдорович  американский актёр …   Википедия

  • Шаляпин — Одна из самых загадочных фамилий, ее никогда и никто даже не пытался растолковать. Таких слов, как шаляпить, шаляпый в русском языке нет. Может быть, следует обратить внимание на старинное слово шеляпа: так во владимирских краях называли железный …   Русские фамилии

  • Шаляпин — (Федор Иванович знаменитый русский певец бас. Род. в 1873г., сын крестьянина Вятской губ. В детстве Ш. был певчим. В 1890 г. онпоступил в Уфе в хор труппы Семенова Самарского. Совершенно случайно Ш.пришлось из хориста преобразиться в солиста,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Шаляпин Ф. И. — Фёдор Иванович Шаляпин Дата рождения 13 февраля 1873 Место рождения …   Википедия

  • Шаляпин Ф. — Фёдор Иванович Шаляпин Дата рождения 13 февраля 1873 Место рождения …   Википедия

  • ШАЛЯПИН Ф.И. — Великий русский оперный певец. Федор Иванович Шаляпин родился в 1873 г. в Казани*. С детства любил русские народные песни, учился играть на скрипке, пел в церковном (см. церковь*) хоре, в качестве статиста участвовал в театральных представлениях …   Лингвострановедческий словарь

  • Шаляпин —         Федор Иванович [1(13).2.1873, Казань, 12. 4. 1938, Париж], русский певец (бас), народный артист Республики (1918). Родился в семье мелкого канцелярского служащего. Работал учеником сапожника, токаря, переписчиком. Одновременно пел в… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»