Цветной слух

Цветной слух
        синопсия (нем. Farbenhцren, франц. audition coloree, англ. colour hearing), - исторически сложившееся определение зрительно-слуховых, гл. обр. внепредметных, "синестезий" ("соощущений"). Следует отличать их от навязчивых синестезий аномального характера. Синестезии ассоциативного происхождения, возникающие при создании и восприятии произв. иск-ва, присущи каждому индивидууму как норма. К ним относятся не столько собственно "соощущения", сколько межчувственные сопоставления на уровне представлений. Рассматривая синестезии не только как психологич., но и как эстетич. феномен, к Ц. с. следует отнести и стилевые аналогии применительно к разным видам иск-ва (живопись и музыка, музыка и архитектура и т. д.). Иск-во как форма художеств. коммуникации обращается прежде всего к синестезиям, обладающим определ. степенью общезначимости. Таковыми являются синестезии, представляющие собой естеств. ассоциации, к-рые возникают и закрепляются в процессе комплексного (полисенсорного) восприятия действительности людьми, живущими в одних географич., историч. и социальных условиях. Субъективно-произвольный характер имеют индивидуальные синестезии, отражающие случайные межсенсорные связи.
        Ц. с. проявляется в таких выражениях речевого обихода, как "яркий", "матовый" звук, "кричащие" краски и т. п. В поэзии часто используются метафоры и эпитеты синестетич. содержания (напр., "звук литавр торжествующе-алый" у К. Д. Бальмонта). Наличие зрительно-слуховых синестезий лежит в основе изобразит. возможностей музыки. Наиболее распространённой формой Ц. с. применительно к восприятию и созданию музыки (Ц. с. в узком смысле) является наделение тембров (Р. Вагнер, В. В. Кандинский) и тональностей (Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, Б. В. Асафьев и др.) определ. цветовыми характеристиками, хотя их полная общность наблюдается лишь в "светлотных" оценках; так, инструменты в высоком регистре звучат "светлее", чем в низком. Так же по "светлоте" синестетически различаются и тональности - в соответствии с их ладовым признаком ("Мажор и минор. Свет и тень" - по Н. А. Римскому-Корсакову). Индивидуальные особенности самих цветовых характеристик наличествуют в той же мере, в какой различны лежащие в их основании эмоционально-смысловые и символич. оценки цветов и тембров (тональностей), сложившиеся в процессе воспитания и творч. практики каждого музыканта. Синестетич. параллели можно указать и для др. элементов муз. языка: громкость - яркость или удалённость, сдвиг по регистру - изменение "светлоты" или размера, мелос - пластика и графич. развитие, темп - скорость движения и трансформации визуальных образов и т. д.
        Изучение Ц. с. в значит. мере стимулируется экспериментами в области светомузыки и т. н. муз. графики (визуальная фиксация в живописи впечатлений от музыки). Исследования Ц. с. проводились как в СССР, напр. в Гос. академии художеств. наук (ГАХН), Моск. гос. ун-те, Всесоюзном н.-и. ин-те театра, музыки и кино (Ленинград), Ин-те мозга им. В. М. Бехтерева (И. Д. Ермаков, Е. А. Мальцева, В. Г. Каратыгин, С. А. Дианин, В. И. Кауфман, В. В. Анисимов, С. М. Эйзенштейн), так и за рубежом (А. Бине, В. Сегален, Г. Аншюц, А. Веллек, Т. Карвоский). В связи с изучением Ц. с. студенческое конструкторское бюро "Прометей" (Казань) в кон. 1960-х гг. осуществило анкетный опрос всех членов творч. союзов СССР. Планомерные исследования Ц. с. ведутся в ун-те г. Сегед (Венгрия), Ин-те муз графики в Вене.

Литература: Бине А., Вопрос о цветном слухе, M., 1894; Слепцов-Теряевский О. H. (Баженов H. H.), Синэстезический способ изучения аккордов, P., 1915; Галеев Б. M., Цветной слух и эффект светозвука, в сб.: Доклады VI Всесоюзной акустической конференции..., M., 1968; его же, Проблема синэстезии в искусстве, в сб.: Искусство светящихся звуков, Казань, 1973; Ванечкина И. Л., Некоторые итоги анкетного опроса, в сб.: Доклады VI Всесоюзной акустической конференции, M., 1968; её же, Советские музыканты и светомузыка, в сб.: Искусство светящихся звуков, Казань, 1973; Назайкинский Е., О психологии музыкального восприятия, M., 1972; Галеев Б. M., Сайфуллин R. P., Светомузыкальные устройства, M., 1978; Светомузыкальные эксперименты СКВ "Прометей". Библиографический указатель (1962-1978), Казань, 1979; Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка" (тезисы докладов), Казань, 1979; Mendosa S., L'audition colorйe, P., 1899; Anschьtz G., Farbe-Ton-Forschungen, Bd 1, Lpz., 1927, Bd 2-3, Hamb., 1936, 1931; Karwoski T., Odbert H., Color - music, "Psychological monographs", 1938, v. 50, No 2; Revesz G., Einfьhrung in die Musikpsychologie, Bern, 1946; Handschin J., Der Toncharakter, Z., (1948), Wellek A., Musikpsychologie und Musikдsthetik, Fr./M., 1963; Gyulai E., A lбthatу zene, Bdpst, 1965; Marks L. E., On colored-hearing synesthesia: cross-modal translations of sensory dimensions, "Psychological Bulletin", 1975, v. 82, No 3.

Б. M. Галеев.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Цветной слух" в других словарях:

  • Цветной слух — Основная статья: Синестезия Цветной слух или синопсия  явление синестезии, при котором два чувства  зрение и слух  связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные… …   Википедия

  • ЦВЕТНОЙ СЛУХ — См. слух, цветной …   Толковый словарь по психологии

  • Цветной слух —         синопсия (англ. colour hearing, нем. Farbenhoren, франц. audition coloree), ощущение различных цветов, а также все внепредметные пространственные и графические представления, возникающие при восприятии определённых звуков, созвучий,… …   Большая советская энциклопедия

  • Цветной слух — – зрительно слуховые ассоциации у отдельных индивидов, когда определенный звук, музыкальный или немузыкальный, может вызывать соощущение определенного цвета. Однако такие соощущения могут быть разными у различных людей. Ср. одинаковое число… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СЛУХ — СЛУХ. Устройство и функция слухового органа см. Ухо, Среднее ухо, Внутреннее ухо, Кортиев орган. О проводящих путях и центрах см. Слуховые пути, центры. Звуковые колебания окружающей среды доходят до периферического слухового рецептора гл. обр.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Слух музыкальный —         способность человека полноценно воспринимать музыку, необходимая предпосылка композиторской и исполнительской деятельности. С. м. основа муз. мышления и муз. оценочной деятельности. Типология С. м. полностью ещё не сложилась. Можно… …   Музыкальная энциклопедия

  • СЛУХ — Быть может, вы знаете, что великий Бетховен страдал болезнью органов слуха, и к концу жизни совершенно ничего не слышал. Не мог он слышать и исполнения своих последних сочинений. Как же так, спросите вы. Ведь всем известно, что слух главное для… …   Музыкальный словарь

  • Цветной шум — Цвета шума Белый шум Розовый шум Красный шум Серый шум Цвета шума  система терминов, приписывающая некоторым видам шумовых сигналов определённые цвета исходя из аналогии между спектром сигнала произвольной природы (точнее, его спектральной… …   Википедия

  • Музыкальный слух — У этого термина существуют и другие значения, см. Слух. Музыкальный слух  совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное… …   Википедия

  • слух цветной — см. Фонопсия …   Большой медицинский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»