Хроматическая система

Хроматическая система
        двенадцатиступенная система, расширенная тональность, - система тональной гармонии, допускающая в пределах данной тональности аккорд любой структуры на каждой из двенадцати ступеней хроматич. гаммы. Специфическими для X. с. являются ступени, не входящие ни в диатонич., ни в мажоро-минорную системы (см. Диатоника, Мажоро-минор) и не являющиеся в них гармониями субсистем (отклонений); в примере помечены чёрными нотами:
        Образец применения гармонии из X. с:
С. С. Прокофьев. "Обручение в монастыре" ("Дуэнья"), картина 1.
        (Аккорд X. с. нII функционально замещает здесь DV по принципу тритоновой замены.) Гармонии X. с. обладают большой яркостью и красочностью звучания. Различают два осн. типа X. с. - с сохранением моноладовой основы (хроматич. мажор или хроматич. минор; в соч. С. С. Прокофьева) и с отказом от неё (хроматич. тональность без указания лада; у П. Хиндемита). Системы обоих типов применяются как с центром в виде консонир. созвучия (см. пример выше; также фугу in С из "Ludus tonalis" Хиндемита), так и с диссонир. центром (гл. тема "Великой священной пляски" из "Весны священной" И. Ф. Стравинского; гл. тема 2-й части "Лирической сюиты" Берга). Отд. проявления X. с. обнаруживаются уже в музыке 19 в. (А. П. Бородин, заключит. каданс "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь": HV-I), но наиболее типична она для тональной музыки 20 в. (Д. Д. Шостакович, Н. Я. Мясковский, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай, Р. С. Леденёв, Б. Барток, А. Шёнберг, А. Веберн и др.).
        В муз. науке идея X. с. была выдвинута С. И. Танеевым (1880, 1909) и Б. Л. Яворским (1908). Термин "хроматическая тональность" применил Шёнберг (1911). Совр. трактовка X. с. дана В. М. Беляевым (1930). Подробно теория X. с. разработана в 60-е гг. 20 в. (М. Скорик, С. М. Слонимский, M. E. Тараканов и др.).

Литература: Танеев С. И., Письмо П.И.Чайковскому от 6 августа 1880, в кн.: П. И. Чайковский - С. И. Танеев, Письма, (М.), 1951; его же, Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, М., 1959; Яворский Б., Строение музыкальной речи, ч. 1, М., 1908; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-1925; Беляев В. М., "Борис Годунов" Мусоргского. Опыт тематического и теоретического раэбора, в кн.: Мусоргский, Статьи и исследования, т. 1, М., 1930; Оголевец А. С, Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946; Скорик M. M., Прокофьев и Шёнберг, "СМ", 1962, No 1; его же, Ладовая система С.Прокофьева, К., 1969; Слонимский С. М., Симфонии Прокофьева. Опыт исследования, М.-Л., 1964; Тифтикиди Н., Хроматическая система, "Музыкознание", вып. 3, Алма-Ата, 1967; Tараканов М. Е., Стиль симфоний Прокофьева, М., 1968; Sсhoenberg A., Harmonielehre, W., 1911; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Bd 1, Mainz, 1937; Коhоutek С., Novodobй skladebnй smery v hudbe, Praha, 1965 (рус. пер.-Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976).

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Хроматическая система" в других словарях:

  • Хроматическая аберрация — Хроматизм положения (1) и его уменьшение с помощью ахроматической линзы (2) …   Википедия

  • СИСТЕМА — 1) Под с й тонов (тонической с й) разумеется теоретическое определение соотношений между тонами, служащими для музыкальных целей. Современная с. тонов существенно отличается от прежней, и хотя современная наука не прочь думать, что соотношения,… …   Музыкальный словарь Римана

  • Оптическая система — (англ. optical system)  совокупность оптических элементов (преломляющих, отражающих, дифракционных и т. п.), созданная для определённого формирования пучков световых лучей (в классической оптике), радиоволн (в радиооптике),… …   Википедия

  • Лад —         (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… …   Музыкальная энциклопедия

  • Тональность —         (франц. tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart).         1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского; напр., в C dur С обозначение высоты осн. тона лада, a dur мажор характеристика лада).… …   Музыкальная энциклопедия

  • Менисковые системы —         разновидность оптических зеркально линзовых систем (См. Зеркально линзовые системы), в которых перед сферическим (реже эллиптическим) зеркалом или перед системой зеркал и линз устанавливается один или несколько ахроматических Менисков. М …   Большая советская энциклопедия

  • Оптические стекла* — Так в наиболее общем смысле слова называют различно ограниченные прозрачные среды, помещаемые на пути световых лучей, исходящих от предметов, с целью дать этим лучам другое направление; отдельно взятое О. стекло, а также совокупность нескольких О …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Оптические стекла — Так в наиболее общем смысле слова называют различно ограниченные прозрачные среды, помещаемые на пути световых лучей, исходящих от предметов, с целью дать этим лучам другое направление; отдельно взятое О. стекло, а также совокупность нескольких О …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Микроскоп — I Микроскоп (от Микро... и греч. skopéo смотрю)         оптический прибор для получения сильно увеличенных изображений объектов (или деталей их структуры), невидимых невооружённым глазом. Человеческий глаз представляет собой естественную… …   Большая советская энциклопедия

  • ОПТИКА — раздел физики, в котором рассматриваются все явления, связанные со светом, включая инфракрасное и ультрафиолетовое излучение (см. также ФОТОМЕТРИЯ; ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ). ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА Геометрическая оптика основывается на… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»