Хандошкин И. Е.

Хандошкин И. Е.
        Иван Евстафьевич (1747, вероятно, Петербург - по уточнённым данным, 18 (30) III 1804, там же) - рус. скрипач, композитор, дирижёр, педагог и собиратель нар. песен. Был сыном музыканта (валторниста, игравшего в оркестре при дворе Петра III). Муз. образование получил под рук. скрипача Т. Порто. В 1762 зачислен скрипачом в Придв. оркестр. Вскоре, как один из лучших исполнителей, произведён в камер-музыканты и назначен капельмейстером. В 1764 преподавал в муз. классах Академии художеств. В 1785 был приглашён в Екатеринославскую муз. академию (официально учреждённая по инициативе Г. А. Потёмкина, она на деле никогда не существовала), с 1788 числился инспектором академии. С кон. 80-х гг. жил в Петербурге. Среди его учеников - И. Ф. Яблочкин.
        X. был первым выдающимся рус. скрипачом. Обладая незаурядным даром импровизации и технич. мастерством, он поражал современников виртуозной игрой на скрипке. Владел также альтом, балалайкой и 7-струн. гитарой. Творчество X., одного из талантливейших рус. композиторов доглинкинской эпохи, было тесно связано с его исполнит. деятельностью. Им было создано более 50 циклов вариаций на рус. песни, а также сонаты (для скрипки, 2 скрипок, скрипки с басом). Самобытные черты творчества наиболее ярко проявились в вариациях на нар. темы. X. свободно трактует нар. мелодию, искусная гармонизация к-рой способствует её обогащению, раскрытию образного содержания. Вариации X. - это развёрнутые конц. пьесы с тонко разработанной виртуозной фактурой. Широко используя сложнейшие технич. приёмы, он передал в них нар. манеру инстр. исполнительства. Нек-рые методы варьирования предвосхищают "Камаринскую" Глинки. Значит. интерес представляют 3 сонаты для скрипки соло (g-moll, Es-dur, D-dur). Обращаясь к этому жанру, уже не встречавшемуся в европ. музыке 2-й пол. 18 в., X. создаёт произв., отличающиеся от сольной скр. сонаты старых итал. мастеров и И. С. Баха. Его произв. по изложению, характеру тематизма и форме приближаются к классич. сонате гайдновско-моцартовского типа. Композитор расчленяет муз. ткань на гл. и сопровождающие голоса. В основном гомофонная фактура сонат X. содержит элементы полифонии, свободно применяются двойные ноты, аккорды, развитые виртуозные пассажи. Своеобразие замысла отличает единственную сонату для скрипки и баса, состоящую из 2 частей - спокойного вступления и блестящего каприччо. В ней на первый план выдвигается импровизационность, характерная и для вариаций. По сравнению с сонатами для скрипки соло она примечательна смешением новых стилистич. черт со старыми исполнит. традициями.
        Разнообразное по жанрам творчество X., отличающееся смелостью, виртуозным размахом, обогатило рус. инстр. музыку 2-й пол. 18 в. Опираясь на высокие образцы нар. иск-ва, развивая и совершенствуя скр. технику, X. создал яркие, художественно совершенные сольно-инстр. произв. (большинство из них осталось в рукописи). Многие его соч., по-видимому, утеряны.

Сочинения: для скр. (соло) - Русские песни с вариациями (1781), Новые вариации на русские песни (1785), Шесть сонат (1789), Три сонаты (изд. между 1800 и 1808); для 2 скр. - Шесть старинных русских песен с вариациями (1785); Шесть старинных песен с приложенными к оным вариациями для скрыпки и алто-виолы (1786); для скр. и баса - Русские песни с вариациями на скрыпку и бас (1785), соната (изд. в ред. В. Я. Шебалина, 1952); для фп. - Вариации на русскую песню "Выйду ль я на реченьку" (1795) и др.

Литература: Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, (т.) 1, М.-Л., 1951, гл. 4; Вольман Б., И. Хандошкин и русская песня, "СМ", 1954, No 3; Цуккерман В., "Камаринская" Глинки и её традиции в русской музыке, М., 1957, с. 145-47, 151-56; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 404-15; Rаабен Л., Жизнь замечательных скрипачей, (М.-Л., 1967); Pесечко Г., Иван Евстафьевич Хандошкин, Л., 1972; Mооsеr A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 3, Lausanne (s. a.); Swan A. J., Russian music and its sources in chant and folksong, N. Y., 1973, p. 58-59.

И. M. Ветлицына.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Хандошкин И. Е." в других словарях:

  • Хандошкин — Хандошкин, Иван Евстафьевич Иван Евстафьевич Хандошкин (1747 1804), русский российский скрипач виртуоз, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы. Первый в России виртуоз игры на скрипке. При жизни пользовался популярностью в… …   Википедия

  • ХАНДОШКИН — Иван Евстафьевич (1747 1804), скрипач и композитор, один из основоположников русской скрипичной школы. Многочисленные произведения для скрипки, в том числе вариации на русские народные песни, сонаты …   Современная энциклопедия

  • Хандошкин — Фамилия знаменитого русского скрипача виртуоза. (1747 1804). Полагали, что произошла она от имени Антошка, с добавлением к началу х и заменой т звуком д. Однако этимология другая: в западнорусских говорах есть слово хандога опрятный, чистоплотный …   Русские фамилии

  • ХАНДОШКИН — Иван Евстафьевич (1747 1804), скрипач, композитор. С 1762 придворный музыкант в Санкт Петербурге. Один из основоположников русской скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки, в т. ч. св. 50 циклов вариаций на русские песни, 6 …   Русская история

  • Хандошкин — (Иван) первый в России замечательный виртуоз на скрипке иплодовитый композитор (1765 1804). Сын бедного портного, Х., благодарясодействию мецената Л. А. Нарышкина, ездил в Италию, где занимался уизвестного Тартини. Достиг в игре такого… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Хандошкин И. — Иван Евстафьевич Хандошкин (1747 1804), русский российский скрипач виртуоз, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы. При жизни пользовался популярностью в широких кругах российского общества. Содержание 1 Биография 2… …   Википедия

  • Хандошкин И. Е. — Иван Евстафьевич Хандошкин (1747 1804), русский российский скрипач виртуоз, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы. При жизни пользовался популярностью в широких кругах российского общества. Содержание 1 Биография 2… …   Википедия

  • Хандошкин —         Иван Евстафьевич [1747 16 или 17 (28 или 29).3.1804, Петербург], русский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, собиратель народных песен. С начала 60 х гг. камер музыкант при дворе в Петербурге. Основоположник русской скрипичной школы,… …   Большая советская энциклопедия

  • Хандошкин Иван Евстафьевич — [1747 ‒ 16 или 17 (28 или 29).3.1804, Петербург], русский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, собиратель народных песен. С начала 60 х гг. камер музыкант при дворе в Петербурге. Основоположник русской скрипичной школы, крупнейший виртуоз 2 й… …   Большая советская энциклопедия

  • ХАНДОШКИН Иван Евстафьевич — (1747 1804) российский скрипач и композитор. Один из основоположников русской скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки, в т. ч. вариаций на русские песни, сонат …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»