Хаммершмидт А.

Хаммершмидт А.
        (Hammerschmidt, Hammerschmied) Андреас (1611 или 1612, Брюкс, Чехия, ныне Мост, Чехословакия - 29 X 1675, Циттау) - нем. композитор и органист. Сын шорника, эмигрировавшего в сер. 20-х гг. 17 в. из Чехии в Саксонию. Дошедшие до нас сведения о муз. образовании X. противоречивы (возможно, X. обучался у К. Демантиуса и С. Отто). С 1633 органист на службе у графа фон Бюнау в замке Везенштайн, где в 1634 было исполнено его первое соч. - "Благодарственная пьеса для 8 голосов на победу саксонской армии при Лигнице". С 1635 органист церкви св. Петра во Фрейберге. С 1639 до конца жизни - органист церкви св. Иоанна в Циттау. Службу в церкви и интенсивную творч. деятельность X. сочетал с обязанностями управляющего (в сельской общине, лесничестве и др.), а также давал уроки музыки. Лишь изредка выезжал из Циттау в Гёрлиц, Дрезден и Лейпциг.
        X. - одна из наиболее значит. фигур в истории лютеранской церк. музыки добаховского периода. Его многочисл. соч. принесли ему известность во всей Сев. Германии. В эпитафии он был назван "честью, славой и украшением Германии", "Орфеем из Циттау". Творчество X. отмечено влиянием музыки Г. Шюца. Он воспринял также достижения совр. ему муз. культуры др. европ. стран, из к-рых, в частности, перенёс на нем. почву ряд танц. жанров. С деятельностью X. связано упрочение в нем. муз. практике техники генерал-баса и функционально-гармонич. мышления. Элегантный, отточенный стиль X. - типичное явление музыки эпохи барокко. Для творчества X., как и для мн. композиторов 17 в., характерно "балансирование" между образными сферами духовного и светского иск-ва, между линеарно-имитационным контрапунктич. письмом и аккордово-гомофонным складом. Во мн. соч. X. обнаруживается своеобразное переплетение этих тенденций. Судя по творч. наследию X. в его совокупности, он на протяжении мн. лет создавал свои произв. по заранее продуманному плану, как бы сооружая грандиозное здание. Таким капитальным трудом его жизни явились т. н. "Музыкальные благоговения" ("Musicalische Andachten"), состоящие из 5 частей (каждая часть содержит неск. десятков пьес): "Духовные концерты" (1638), "Духовные мадригалы" (1641), "Духовные симфонии" (1642) для голосов и basso continuo, "Духовные мотеты и концерты" для голосов с инстр. сопровождением (1646), "Хоровая музыка" a cappella (1652-53). Др. крупные вок.-инстр. циклы X. (также объединяющие большое количество пьес): "Светские оды или любовные песни" ("Weltliche Oden", 1642-43); "Диалоги или беседы между богом и верующей душой" на библейские и др. тексты ("Dialogi oder Gesprдche zwischen Gott und einer glдubigen Seelen", 1645) - одно из наиболее значительных его произв.; "Музыкальные беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения" ("Musicalische Gesprдche ьber die Evangelia", 1655-56); "Церковная и застольная музыка" ("Kirchen- und Tafelmusik", 1662); "17 священных месс" (1663). Многие из созданных X. хоралов отличаются простотой и проникновенностью мелодич. языка и сохранились в лютеранском церк. обиходе поныне, напр. "Не оставлю моего Иисуса" ("Meinen Jesum lass' ich nicht"), "Мне душу господь возвышает" ("Meine Seele Gott erhebet") и др. Писал также инстр. соч. - известен сб. "Первое прилежание" ("Erster FleiЯ"; паваны, гальярды, балеты и др. танцы, а также франц. арии для ансамбля виол; 5 партий с basso continuo, 2 части, 1636-39). В совершенстве владея композиторской техникой своего времени, X., однако, часто прибегал к мало индивидуализированным, шаблонным мелодич. и гармонич. оборотам. В 1910 издано собр. соч. X. (под ред. X. Лейхтентритта) в серии "Памятники немецкого музыкального искусства" - "Denkmдler deutscher Tonkunst" (Bd 40, 1910).

Литература: Schьnemann G., Beitrдge zur Biographie Hammerschmidts, "SIMG", 1911, Jahrg. 12, H. 2; Steinhard E., Zum 300. Geburtstage des deutsch-bцhmischen Musikers A. Hammerschmidt, в сб.: Sammlung gemeinnьtziger Vortrдge, Prag, 1914, No 424-25; Mьller H., The "Musicalische Gesprдche ьber die Evangelia" of A. Hammerschmidt, v. 1-2, Rochester (N. Y.), 1957 (Diss.); Kьmmerling H., Ьber einige unbekannte Stimmbьcher der "Paduanen, Galliarden etc." von A. Hammerschmidt, "Mf", 1961, Jahrg. 14, No 2.

B. A. Epoxин.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Хаммершмидт А." в других словарях:

  • Хаммершмидт, Андреас — Эта статья или раздел  грубый перевод статьи на другом языке (см. Проверка переводов). Он мог быть сгенерирован программой переводчиком или сделан человеком со слабыми познаниями в языке оригинала. Вы можете помочь …   Википедия

  • Кубок IBU 2011/2012 — Победители Кубка IBU 2010/2011 – 2011/2012 – 2012/2013 Мужчины Женщины Общий зачет …   Википедия

  • Чемпионат мира по биатлону среди юниоров 2008 — Чемпионы мира по биатлону среди юниоров 2007 – 2008 – 2009 Юниоры U21 Юниорки U21 Инд …   Википедия

  • Чемпионат мира по биатлону среди юниоров 2010 — Чемпионы мира по биатлону среди юниоров 2009 – 2010 – 2011 Юниоры U21 Юниорки U21 Инд …   Википедия

  • Призёры чемпионатов мира по биатлону (девушки) — Содержание 1 Индивидуальная гонка 10 км 2 Спринт 6 км 3 Гонка преследования 7,5 км …   Википедия

  • Список ныне живущих кавалеров Рыцарского креста Железного креста — Рыцарский крест Железного креста …   Википедия

  • Чемпионат Европы по биатлону 2012 — Чемпионы Европы по биатлону 2011 – 2012 – 2013 Мужчины U26 Женщины U26 Инд …   Википедия

  • Альберт Г. —         (Albert) Генрих (8 VII 1604, Лобенштейн, Рёйс 6 X 1651, Кёнигсберг) нем. композитор и поэт. Двоюродный брат Г. Шюца, у к рого учился в Дрездене. С 1623 изучал юридич. науки в Лейпцигском ун те. С 1626 жил в Кёнигсберге, где служил… …   Музыкальная энциклопедия

  • Диалог —         музыкальный (от греч. dialogos разговор, беседа) тип музыкального изложения, воспроизводящий черты разговорного Д. 1) Вокальный Д. возник в процессе муз. воплощения текстов, содержащих элементы разговорного Д. При этом реплики поручались… …   Музыкальная энциклопедия

  • Немецкая музыка —         Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»