- Хакасская музыка
-
Хакасский муз. фольклор родствен фольклору народов Горного Алтая, Тув. АССР, в меньшей степени - бурят, эвенков, якутов. Нар. песни одноголосны, диатоничны, лишены мелизматики, изменчивы метроритмически. Распространённые их виды - тахпах (короткая песня) и ыр (длинная песня). Тахпах включает трудовые, социального протеста, обрядовые, любовно-лирические песни; им свойственна импровизационность. Ыр имеют более канонические тексты: это игровые (диалоги) и свадебно-обрядовые (гл. обр. женские) песни. К типу ыр относятся и эпич. произв., подразделяющиеся на героические (алыптыр нымах) и героико-исторические (кипчоох). Сказания ("Албынчи", "Алтын Арыг", "Хан Мирген", "Алтын Чус") исполняются в особой горловой манере (хай) под аккомпанемент чатхана. Собственно инстр. музыка в Хакасии не была развита, инструменты употреблялись для сопровождения песен и сказаний. Среди нар. инструментов: чатхан, хомыс (струнно-щипковые), ыых (струнно-смычковый), нырги (духовой), тюр (бубен). В 20 в. вошли в обиход балалайка, гитара, мандолина, баян. Носители хакасского иск-ва в 20 в. - хайджи (сказители и одноврем. исполнители на чат-хане), среди них - С. П. Кадышев (ученик хайджи Хары Матпыпа Балахчина, 19 в.), М. К. Добров, П. В. Курбижеков, И. Ф. Коков. После установления Сов. власти широкое развитие получила муз. самодеятельность (1-я Олимпиада художеств. самодеятельности - в 1931; в 1958, 1959, 1968 состоялись слёты сказителей и нар. певцов). На совр. хакасскую песню оказывают влияние рус. народная и сов. массовая песни, развивается 2-3-гол. пение, появляются новые историч. песни, частушки. В 1931 в Абакане создан Нац. т-р (с 1954 - Хакасский обл. драм. т-р), где поставлены пьесы с музыкой А. А. Кенеля: "Акун" Кокова, "Одураченный Хорхло" Топанова и Зингеровского, "Всходы" и "Медвежий лог" Кильчичакова, "Птица счастья" Кычакова. В 1942 в Абакане открылась детская муз. школа, в 1960 - Муз. уч-ще, при нём организованы хор, симф. и дух. оркестры, оркестр нар. инструментов. Первые нац. инстр. произв. были созданы Кенелем (Драм. фантазия на хакасские темы для фп. с оркестром, 1955; сюита для скрипки и фп. "В горах Алатау", 1958; фп. трио на хакасские темы, 1963, и др.). Он же записал св. 1000 нар. песен, исследовал нар. хакасскую музыку, работал над реконструкцией нар. инструментов. В 1970 им написана первая нац. опера "Чанар Хус и Ах Чибек". В 60-е гг. появились произв. Г. И. Челборакова, Г. Е. Колмакова, Н. В. Катаевой. Произв. на хакасские муз. темы создали А. П. Новиков, В. Н. Крюков, Т. Б. Назарова, Г. В. Киркор. В X. работают (1980): самодеят. ансамбль песни и танца "Жарки" (1957), муз. уч-ще (Абакан), 19 детских муз. школ.
Литература: Кенель A. A., О хакасской музыке, "Абакан", 1958, No 10; его же, Семен Кадышев, М., 1962; Асиновская A. A., Опера А. А. Кенеля "Чанар Хус и Ах Чибек", "Учёные записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории", 1974, вып. 19, No 5. А. А. Асиновская.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.