Фраза

Фраза
        (от греч. prasis - выражение, способ выражения).
        1) Всякий небольшой относительно завершённый муз. оборот.
        2) В учении о муз. форме - построение, занимающее промежуточное положение между мотивом и предложением.
        Представляя собой обособленную единицу муз. речи, Ф. отделяется от соседних построений цезурой, выраженной средствами мелодики, гармонии, метроритма, фактуры, но отличается от предложений и периодов сравнительно меньшей завершённостью: если предложение оканчивается ясно выраженной гармонич. каденцией, то Ф. "может окончиться на любом аккорде с любым басом" (И. В. Способин). Она включает два или несколько мотивов, но может представлять собой и слитное построение, не членящееся или лишь условно членящееся на мотивы. Предложение, в свою очередь, может состоять не только из 2 Ф., но из большего или меньшего их числа или не члениться на Ф.

Л. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 7, часть II.
Мотивный состав фраз.
Дж. Россини "Севильский цирюльник", действие II, квинтет.
Мотивный состав фраз.
Л. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 10, No 1, часть III.
        С точки зрения психологии восприятия Ф. в зависимости от масштабов и контекста может быть отнесена как к первому (фоническому), так и ко второму (синтаксическому) масштабным уровням восприятия (Е. Назайкинский, 1972).
        Термин "Ф." был заимствован из учения о словесной речи в 18 в., когда вопросы расчленения муз. формы получили широкое теоретич. обоснование как в связи с развитием нового гомофонно-гармонич. стиля, так и с задачами исполнительской практики - требованием осмысленной правильной фразировки. Особую остроту этот вопрос приобрёл в эпоху барокко, т.к. в господствовавшей до 17 в. вок. музыке цезуры в значит. мере определялись структурой текста, окончанием словесной Ф. (строки), в свою очередь связанной с протяжённостью певч. дыхания. В инстр. музыке, бурно развивавшейся в 17-18 вв., исполнитель в вопросах фразировки мог полагаться только на собств. художеств. чутьё.
Л. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 31. No 2, часть III.
Мотивный состав фраз.
M. И. Глинка. "Иван Сусанин", песня Вани.
        Этот факт был отмечен Ф. Купереном, к-рый в предисловии к 3-й тетради "Piиces de Clavecin" (1722) впервые использовал термин "Ф." для обозначения небольшой структурной единицы муз. речи, подчеркнув, что она может быть отграничена не только паузой, и введя особый знак (') для разграничения фраз. Более широкую теоретич. разработку вопросы расчленения муз. речи получили в работах И. Маттезона. "Dictionnaire de musique" Ж. Ж. Руссо (Р., 1768) даёт определение Ф. как "непрерывной гармонической или мелодической последовательности, которая имеет более или менее законченный смысл и оканчивается остановкой на каденции более или менее совершенной". И. Маттезоном, И. А. П. Шульцем и Й. Кирнбергером была высказана мысль о нескольких стадиях объединения построений от мелких к более крупным. Г. К. Кох выдвинул ряд ставших классическими положений о строении муз. речи. В его работах появляется более точное разграничение масштабных единиц муз. речи и осознание внутреннего членения 4-тактового предложения на наименьшие по величине однотактовые построения, называемые им "unvollkommenen Einschnitten", и более крупные - двутактовые, образуемые из однотактовых, или неделимые, определяемые как "vollkommenen Einschnitten". В 19 в. понимание Ф. как двутактовой структуры, промежуточной между однотактовым мотивом и 4-тактовым предложением, становится характерным для традиц. теории музыки (Л. Буслер, Э. Праут, А. С. Аренский). Новый этап учения о строении муз. речи связан с именем X. Римана, к-рый поставил вопросы её расчленения в тесную связь с системой муз. ритмики и метрики. В его трудах Ф. впервые трактуется как метрич. единство (группа из двух однотактовых мотивов с одним тяжёлым тактом). Несмотря на историч. прогрессивность, учение о расчленения приобрело в трудах Римана неск. схоластич. характер, несвободный от односторонности и догматизма.
        Из рус. учёных вопросам строения муз. речи уделяли внимание С. И. Танеев, Г. Л. Катуар, И. В. Способин, Л. А. Мазель, Ю. Н. Тюлин, В. А. Цуккерман. В их работах, как и в совр. заруб. музыкознании, наметился отход от узкого, чисто метрического понимания Ф. и более широкий взгляд на это понятие, опирающийся на реально существующее расчленение. Ещё Танеев и Катуар указывали, что Ф. может представлять собой внутренне неделимое построение и иметь неквадратную структуру (напр., трёхтакт). Как показано в работах Тюлина, Ф. могут следовать одна за другой, не объединяясь в построения высшего порядка, что свойственно вок. музыке, а также разработочным разделам в инстр. музыке. Т. о., в отличие от периодов и предложений, характерных для экспозиционного изложения, Ф. оказываются более "вездесущими", пронизывая собой всё муз. произв. Мазель и Цуккерман высказались за понимание Ф. как тематико-синтаксич. единства; подобно Тюлину, они подчеркнули неизбежность случаев, когда дли обозначения данного муз. отрезка можно пользоваться как термином "мотив", так и термином "Ф.". Такие случаи возникают, когда слитные построения протяжённостью более одного такта являются первой стадией членения внутри предложения. Различия заключаются в том, с какой точки зрения рассматривается данное явление: термин "мотив" говорит скорее о муз. обороте в значении исходной единицы последующего тематич. развития, термин "Ф." - о величине построения или о том, что эти обороты объединяются в предложение, минуя промежуточную структуру.
Л. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 106, часть I.

Литература: Аренский А., Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки, M., 1893, 1921; Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1, M., 1934; Способин И., Музыкальная форма, M. - Л., 1947, М., 1972; Мазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, 1979; Тюлин Ю., Строение музыкальной речи, Л., 1962; Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, M., 1967; Назайкинский К., О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Mattheson J., Kern melodischer Wissenschaft, Hamb., 1737; его же, Der vollkommene Capellmeister, Hamb., 1739; Riepel J., Grundregeln zur Tonordnung insgemein, Fr. - Lpz., 1755; Kirnberger J., Die Kunst des reinen Satzes, Bd 1-2, В., 1771-79, Schulz J. A. R., Vortrag, Melodie, в кн.: Sulzer J. G., Allgemeine Theorie der schцnen Kьnste, Bd 2, Lpz., 1774; Koch H. Chr., Versuch einer Anleitung zur Composition, Tl 3, Lpz. - Rudolstadt, 1793; Reiсha A., Traitй de mйlodie, P., 1814; Berner F. W., Die Lehre von der musikalischen Interpunktion, Breslau, 1821; Marx A. В., Die Lehre von der musikalischen Komposition, Bd 1, Lpz., 1837; Riemann H., Musikalische Syntaxis, Lpz., 1877; его же, Vademecum der Phrasierung, Lpz., 1900; под назв.: Handbuch der Phrasierung, 1912; его же, GroЯe Kompositionslehre, Bd 1, В. - Stuttg., 1902; его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903; BuЯ1er L., Musikalische Formenlehre, B., 1878, 1931 (рус. пер. - Бусслер Л., Учебник форм инструментальной музыки, M., 1884); Westphal R., Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach?, Lpz., 1880; Rrоut E., Musical form, L., 1893, 1903 (рус. пер. - Pраут Э., Музыкальная форма, M, 1900); Wiehmeyer Th., Die musikalische Rhythmik und Metrik, Magdeburg, 1917; Fischer J., Erlдuterung zur Interpunktionsausgang. Auszьge aus einer noch nicht verцffentlichen musikalischen Rhythmik und Metrik, W., 1926; Geоrgiades Th. G., Musik und Sprache, В. - Gцtt. - Hdlb., 1954.

И. В. Лаврентьева.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Фраза" в других словарях:

  • фраза — ы, ж. phrase f. <лат. phrasis выражение, оборот речи. 1. устар. Предложение, словосочетание на письме. Фразу свою кончать тогда, когда надобно перо обмакнуть в чернильницу; период тогда. когда нужно его перечинить. 1793. Крылов Похвальная речь …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФРАЗА — ФРАЗА, фразы, жен. (греч. phrasis). 1. То же, что предложение2 в 1 знач.; вообще сочетание слов, выражающее законченную мысль. Длинные фразы. Писать короткими фразами. 2. Словесное выражение мысли. Отделаться пустыми фразами. Ходячая фраза.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФРАЗА — (фр., от греч. phrasis). 1) речь; также пустые слова, без убеждения. 2) предложение, соединение слов, выражающее мысль. 3) в музыке: отдел темы или другой музыкальной мысли. 4) в пении: мелодическая фигура, которая может быть спета, не переводя… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • фраза — См. выдумка, предложение, речь стереотипная фраза, фразы... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. фраза выдумка, предложение, речь; выражение, оборот, конструкция; фразы,… …   Словарь синонимов

  • Фраза — единица речи, выражающая законченную мысль. Фраза может соответствовать предложению. См. также: Речевая деятельность Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Фраза — ФРАЗА. См. Предложение и Сказ. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель …   Литературная энциклопедия

  • фраза — витиеватая (Эртель); забористая (Маркевич); закругленная (Олигер); крикливая (Надсон); напыщенная (Юшкевич); пикантная (Писемский); пышная (Лермонтов); раздутая (Фет); трескучая (Боборыкин, Григорович, Некрасов, Писемский); хлесткая (Эртель);… …   Словарь эпитетов

  • фраза —     ФРАЗА, выражение, оборот, книжн. речение …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ФРАЗА — (от греч. phrasis выражение) ..1) отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией2)] Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать предложению (поэтому иногда употребляется в значении предложение ) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фраза — (иноск.) рѣчь напыщенная, громкая, но безъ содержанія. Фразеръ пустословъ, краснобай, любитель фразъ. Ср. Фразеры не опасны... Достоевскій. Бѣсы. 2, 4, 3. Ср. φράζειν говорить, вѣщать. См. Без фраз …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ФРАЗА — ФРАЗА, ы, жен. 1. Законченное высказывание (в 3 знач.). Длинная, короткая ф. 2. Напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания. Пустые фразы. Избегать фразы. 3. Ряд звуков или аккордов, образующий относительно законченный… …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»