Фобурдон

Фобурдон
        1) Англ. разновидность дисканта (1), ведущая своё происхождение от гимеля (староангл. faburdon, англ. faburden). P. представляет собой 3-гол. аккордовое последование, в к-ром нотируется только тенор (2), излагающий хоральную мелодию. Два других голоса - meane (от лат. mеdius - средний) и treble (дискант (2)) - мысленно добавляются терцией ниже (за исключением первого и последнего звуков, к-рые дублируются в унисон), но исполняются с транспозицией на квинту (meane) и октаву (treble) вверх; иначе говоря, они образуются терцией ниже и терцией выше тенора с переносом нижнего голоса на октаву вверх. В результате возникает движение параллельными секстаккордами (по совр. терминологии), где тенор - нижний голос.
        Благодаря частичной импровизационности этот метод назывался также "sights", "Discantus visibilis", "Discantus supra librum" и т. д. Его описание содержится в ср.-век. англ. трактатах Л. Пауэра (ок. 1425) и Псевдо-Чильстона (ок. 1450). Расцвет жанра приходится на 1300-1450, хотя и позднее движение параллельными секстаккордами связывали с Ф.
        2) Название распространённой в европ. музыке 15 в. техники многоголосия (франц. faux-bourdon - фальшивый бас). Хоральный cantus firmus (нередко колорированный) излагался в сопрано, нижний голос дублировал его в упрощённом виде в октаву или сексту, а средний, к-рый не нотировался, был точным повторением верхнего квартой ниже.
Г. Дюфаи. Магнификат-антифон (звёздочками помечены звуки хорала).
        Иногда к ним добавлялся контратенор (тенор (2)), и Ф. становился 4-голосным. Ф. почти не встречался как самостоят. форма и применялся гл. обр. как способ изложения в литургич. и нелитургич. жанрах: гимнах, псалмах, антифонах, мессах, мотетах и т. д. Фобурдонные разделы в них чередовались с одноголосными или нефобурдонно-многоголосными. Технику Ф. применяли Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Брассар, Й. Рулле, Й. Лимбурги и др. В теоретич. трактатах термин "Ф." ранее всего приводится Й. Тинкторисом ("De arte contrapuncti", 1477) и Г. Монахусом ("De prectis artis musice...", 1480).
        3) Применяемое с кон. 15 в. обозначение псалмодич. речитации в аккордовом изложении (итал. falsobordono, от франц. fauxbourdon), часто сменяющем одноголосное исполнение псалма.
А. Кабесон. Fabordon у glosos del octavo tono.
        В 16 в. Ф. стали называть любые 4-гол. гармонизации хорала в складе "нота против ноты", представляющие как бы секстаккордовые Ф. (1) с добавленным басом. Такие Ф. распространились в Италии, Испании и нередко служили темой для варьирования.

Литература: Jeppesen К., Die mehrstimmige italienische Laude um 1500, Kph.-Lpz., 1935 (совм. с V. Brшndal); Meeсh S. В., Three XV-th century English music treatises, "Speculum", 1935, v. 10; Bukofzer M., Geschichte des englischen Diskants und des Fauxbourdons nach den theoretischen Quellen, StraЯburg, 1936 (Diss.); его жe, Fauxbourdon revisited, "MQ", 1952, v. 38, No 1; (Gersоn-)Kiwi E., Studien zur Geschichte des italienischen Liedmadrigals im 16. Jahrhundert, Wьrzburg, 1938 (Diss.); Handschin J., Aus der alten Musiktheorie, "Acta musicologica", 1943, v. 15; Вesseler H., Bourdon und Fauxbourdon, Lpz., 1950, 1974; его же, Das Ergebnis der Diskussion ьber "Fauxbourdon", "Acta musicologica", 1957, v. 29, No 4; Flasdleсk H. M., Franzцsisches "faux-bourdon" und frьhneuenglisches "faburden", "Acta musicologica", 1953, v. 25, No 4; Gur1ill W., Die Kompositionslehre der deutschen 16. und 17. Jahrhunderten, KongreЯ-Bericht Bamberg, 1953; Кirchner G., Franzцsische faux-bourdon und frьh-neuenglisch faburden (H. M. Flasdieck). Epilog zum Faburdon (R. V. Ficker)., Eine Erwiderung, "Acta musicologica", 1954, v. 26, S. 85-87; Wallin N., Zur Deutung der Begriffe Faburden - Fauxbourdon, Kassel-Basel, 1954; Kenney S. W., "English discant" and discant in England, "MQ", 1959, v. 45, No 1; Trоwell В., Faburden and Fauxbourdon, "Musica disciplina", 1959, v. 13, p. 27-78; Trumble E., Authentic and spurious Faburden, "Revue Belge de Musicologie", 1960, t. 14, p. 3-29.

T. С. Кюрегян.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Фобурдон" в других словарях:

  • ФОБУРДОН — (франц. faux bourdon букв. фальшивый бас),..1) вид европейского многоголосия (первоначально 3 голосия), с параллельным движением крайних голосов в октаву или сексту, а среднего в кварту с верхним2)] Фабурдон (англ. faburden) английский вид… …   Большой Энциклопедический словарь

  • фобурдон — сущ., кол во синонимов: 1 • голос (44) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • фобурдон — faux bourdon. муз. Пение в один голос. Муж берет вилы и подставляет их викарию; тот садится на них тем же манером, каким я его поддел; муж обносит его два три раза по риге на своем орудии и затягивает какое то подобие фобурдона. Дидро Жак… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Фобурдон — (франц. fauxbourdon букв. «ложный бурдон»; позднелат. faburdon, faulxbourdon, также раздельно faulx bourdon), 1) техники композиции в многоголосной музыке западной Европы, главным образом, XV XVI веков; 2) жанр инструментальной… …   Википедия

  • фобурдон — (франц. faux bourdon, буквально  фальшивый бас), вид европейского многоголосия XV в. (первоначально 3 голосия), с параллельным движением крайних голосов в октаву или сексту, а среднего  в кварту с верхним. Фабурдон (англ. faburden)  английский… …   Энциклопедический словарь

  • Фобурдон — (франц. fauxbourdon, буквально – ложный бас)         (музыкальный), вид многоголосия 15–16 вв. В Ф. Кантус фирмус помещался в верхнем голосе, средний голос двигался параллельными квартами с ним, а бас дополнял эти кварты до секстаккордов или… …   Большая советская энциклопедия

  • фобурдон — фабурдо/н, у, ч., муз. 1) Англійський різновид дисканта, що походить від гімеля. 2) Нижній голос англійського органума, що додавався під час виконання. 3) Техніка триголосної композиції 15 го ст., що поширилася в невеликих літургійних творах. 4)… …   Український тлумачний словник

  • ФОБУРДОН — (франц. faux bourdon, итал. falso bordone, англ. Fa burden), 1) вид импровизированного дисканта к cantus firmus y церковных песнопений; появился в Англии уже около 1200, если не раньше, но в Рим перенесен был только по возвращении папской курии… …   Музыкальный словарь Римана

  • голос — Глас, визг, гик, звук, крик. (Голоса: альт, баритон, бас, дискант, сопрано, тенор, фистула. Блеяние, визжание, вой, жужжание, карканье, кваканье, клекот, кудахтанье, лай, мурлыканье, мычание, писк, пение, рев, ржание, рыканье (рычание),… …   Словарь синонимов

  • глоси — ів, мн., муз. 1) Тип прикрас в іспанській інструментальній музиці 16 18 ст. 2) збірн. Загальна назва орнаментальних прикрас, уведена в 1553 р. 3) Інструментальні музичні твори 16 17 ст., створені на основі вокальних поліфонічних першоджерел із… …   Український тлумачний словник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»