Уменьшённый лад


Уменьшённый лад
        тип симметрич. лада, в основе к-рого лежит малотерцовый аккорд (уменьшённый септаккорд; отсюда название). Структура У. л. может быть представлена тремя видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (ср. Увеличенный лад): аккордовый, мелодический, групповой. Аккордовый У. л. характеризуется последованием 4 аккордов (обычно однотипных по структуре), осн. тоны к-рых образуют малотерцовый ряд. Для мелодич. У. л. типично мелодич. движение по специфич. звукоряду, образованному делением двенадцати полутонов октавы на четыре равные и единообразные по структуре части (в полутонах: 2+1, 2+1, 2+1, 2+1). Групповой У. л. характеризуется применением специфич. звукоряда У. л. в смешанном, "диагональном" (горизонтально-вертикальном) измерении. Образцы У. л.:
Н. А. Римский-Корсаков. "Садко". Картина 2-я.
И. Ф. Стравинский. "Симфония псалмов". Часть 1-я.
        Подобно др. симметричным ладам, У. л. может подчиняться своему центр. элементу (уменьшенному септаккорду) как тонике в её рассредоточенном (начало 2-й картины "Садко" Римского-Корсакова) или полном виде (см. Сцену метели из "Кащея Бессмертного" Римского-Корсакова). В функции тоники может выступать (по образцу тональности мажорно-минорного типа) один центр. тон ("е" в примере из "Симфонии псалмов" Стравинского) или построенный на нём аккорд (см. аккорд с осн. тоном "а" в примере из 8-й сонаты Скрябина, колонка 728).
        Благодаря структурному сходству малотерцового четырёхзвучия и тритонового двузвучия обнаруживается родство построенных на них ладов - У. л. и тритонового.
A. H. Скрябин. 8-я соната для фортепьяно, такты 5-8.
        Термин "У. л." предложен Б. Л. Яворским (однако Яворский относил его к ладу с центром в виде ум. трезвучия, а не ум. септаккорда). См. "Гамма Римского-Корсакова", Симметричные лады, Тритоновый лад, Ладовый ритм.

Литература: см. при ст. Симметричные лады.

Ю. Н. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Уменьшённый лад" в других словарях:

  • Лад (музыкальный строй) — Лад  в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… …   Википедия

  • Лад (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лад. Лад  одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии. Содержание 1 Определение лада 2 Принципы лада …   Википедия

  • Дорийский лад — Лад  в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… …   Википедия

  • Ионийский лад — Лад  в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… …   Википедия

  • Миксолидийский лад — Лад  в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… …   Википедия

  • Музыкальный лад — Лад  в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… …   Википедия

  • Фригийский лад — Лад  в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… …   Википедия

  • Эолийский лад — Лад  в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… …   Википедия

  • Тритоновый лад —         дважды лад (термин Б. Л. Яворского), тип симметричного лада, центр. отношение к рого образует тритон (отсюда назв.). В отличие от др. симметрич. ладов, Т. л. обладает многообразием интервальных структур (т. е. различных по интервальному… …   Музыкальная энциклопедия

  • Увеличенный лад —         тип симметрич. лада, в основе к рого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие; отсюда название). Структура У. л. представлена 3 осн. видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (осн. тоны аккордов,… …   Музыкальная энциклопедия