- Тюйдук
-
туркм. нар. дух. инструмент. Изготовляется из камыша. Существует в 3 видах:
1) гаргы-Т. - продольная открытая флейта. На верхний конец ствола (дл. 75-80 мм, диаметр 18-20 мм) надевается мундштук - металлич. цилиндр (дл. 50 мм); в стволе 6 игровых отверстий - 5 на лицевой стороне, 1 на тыльной. Звук несильный, своеобразного "матового" тембра, определяющегося специфич. звукоизвлече-нием - исполнитель прикладывает мундштук к углу рта, захватывая верхними зубами край мундштука и прикрывая остальную (внешнюю) его часть верхней губой; ширина отверстия для вдувания воздуха регулируется изнутри языком, при этом вдуваемая воздушная струя рассекается о край мундштука, и часть воздуха уходит наружу, вызывая характерный шипящий призвук. Звукоряд: g - a - h - с1 - cis 1 - d1 - el - fis1 - g1 - gis1 - a1 - h1 - с2. Гаргы-Т. используется как сольный инструмент, иногда на нём аккомпанируют пению.
2) Дилли-Т. - язычковый инструмент. Ствол (дл. 160 мм, диаметр 6-8 мм) б. ч. открыт с обоих концов (встречаются и с закрытым верхним концом). Имеет 5 игровых отверстий: 4 на лицевой, 1 - на тыльной стороне. П-образный язычок надрезается на расстоянии 5-10 мм от верхнего края ствола. Звук резкий, несколько гнусавый. Звукоряд: g 1 -gis1- а1 - b1 - с2 - d2 (диапазон может быть расширен за счёт передувания). Распространён среди чабанов. В пастушеском быту используется также маленький дилли-Т. без игровых отверстий (дл. 50-55 мм, диаметр 5 мм) с пронзительным, свистящим звуком.
3) Гоша-дилли-Т.- парная разновидность дилли-Т. Почти вышел из употребления. Состоит из 2 одинаковых по величине, строю и акустич. свойствам камышовых трубочек с надрезными язычками; из-за небольшого различия в их настройке возникают своеобразные биения. Звук нежнее, чем у др. видов Т.
Литература: Успенский В. A., Беляев В. М., Туркменская музыка, М., 1928; Благодатов Г., Вертков К., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 153. Н. Н. Абубакирова.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.