- Трезвучие
-
(лат. trias, нем. Dreiklang, англ. triad, франц. triple accord).
1) Аккорд из трёх звуков, к-рые могут быть расположены по терциям. Возможны 4 вида Т.: два консонантных - мажорное (также большое, "твёрдое", trias harmonica maior, trias harmonica naturalis, perfecta) и минорное (малое, "мягкое", trias harmonica minor, trias harmonica mollis, imperfecta) и два диссонантных - увеличенное (также "чрезмерное", trias superflue, abundans) и уменьшенное (trias deficiens- "недостаточное"). Консонантные Т. возникают в результате деления совершенного консонанса квинты согласно отношениям пропорций - арифметической (4:5:6, т. е. большая терция + малая терция) и гармонической (10:12:15, т. е. малая терция + большая терция). Одно из них - мажорное - совпадает с исследованием тонов в нижней части натурального звукоряда (тоны 1:2:3:4:5:6). Консонирующие Т. - основа аккордики в мажорно-минорной тональной системе, господствовавшей в 17-19 вв. ("Триада гармоническая есть основа всякого созвучия...", - писал И. Г. Вальтер). Мажорное и минорное Т. являются центр. элементами 2 гл. ладов европ. музыки, носящих те же наименования. В большой мере консонирующие Т. сохранили значение и в музыке 20 в. Особняком стоят 2 "негармонич." Т. - увеличенное (из двух больших терций) и уменьшенное (из двух малых). Не складываясь в консонанс чистой квинты, оба они лишены устойчивости (особенно уменьшенное, содержащее диссонанс уменьшенной квинты). Муз. теория в соответствии с практикой контрапунктич. письма первоначально рассматривала многоголосие, в т. ч. Т., как комплекс интервалов (напр., Т. как сочетание квинты и двух терций). Дж. Царлино дал первую теорию Т. (1558), назвав их "гармониями" и объяснив мажорное и минорное Т. с помощью теории числовых пропорций (в длинах струн мажорное Т. - гармонич. пропорцией 15:12:10, минорное - арифметической 6:5:4). Впоследствии Т. обозначалось как "триада" (trias; по А. Кирхеру, Т.-триада - один из трёх видов муз. "материи" наряду с звуком-монадой и двузвучием-диадой). И. Липпиус (1612) и А. Веркмейстер (1686-87) полагали, что "гармонич." Т. символизирует св. Троицу. Н. П. Дилецкий (1679) обучает "конкорданциям" (созвучиям) на примере Т. с удвоением примы, в правильном расположении (широком или тесном); он определяет два лада по Т.: ут-ми-соль - "весёлая мусикия", ре-фа-ля - "печальная мусикия". Ж. Ф. Рамо отделил "правильные" аккорды от сочетаний с неаккордовыми звуками и определил Т. как осн. тип аккорда. М. Гауптман, А. Эттинген, X. Риман и З. Карг-Элерт трактовали минорное Т. как зеркальное обращение (инверсию) мажорного (теория дуализма мажора и минора); Риман пытался обосновать дуализм Т. теорией унтертонов. В функциональной теории Римана консонирующее Т. понимается как монолитный комплекс, основа для разного рода видоизменений.
2) Обозначение осн. вида терцового трёхзвукового аккорда с примой в басу, в отличие от его обращений.
Литература: Дилецкий Николай, Идеа грамматики мусикийской, М., 1979; Zarlino G.,Le istitutioni harmoniche, Venetia, 1558 (факсимиле в изд.: Monuments of music and music literature in facsimile, 2 series, N. Y., 1965); Lippius J., Synopsis musicae novae omnino verae atque methodicae universae, Argentorati, 1612; Werckmeister A., Musicae mathematicae hodegus curiosus, Frankfurt-Lpz., 1686, переизд. Nachdruck Hildesheim, 1972; Rameau J. Rh., Traitй de l'harmonie..., P., 1722; Hauptmann M., Die Natur der Harmonik und der Metrik, Lpz., 1853, 1873; Oettingen A. von, Harmoniesystem in dualer Entwicklung, Dorpat, 1865, Lpz., 1913 (под загл.: Das duale Harmoniesystem); Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre, oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L.-N. Y., 1893 (рус. пер. - Rиман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1901); его же, Geschichte der Musiktheorie in IX. - XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961; Karg-Elert S., Polaristische Klang- und Tonalitдtslehre, Lpz., 1931; Walther J. G., Praecepta der musicalischen Composition (1708), Lpz., 1955. Ю. H. Холопов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.