Траэтта Т.

Траэтта Т.
        (Traetta) Томмазо (30 III 1727, Битонто, близ г. Бари - 6 IV 1779, Венеция) - итал. композитор. В 1738-48 учился в консерваториях "Деи повери ди Джезу Кристо", "Санта-Мария ди Лорето", "Сант-Онофрио а Капуана" в Неаполе у Л. Лео и Ф. Дуранте. Успех оперы Т. "Фарначе" (1751, Неаполь) определил его путь как гл. обр. оперного композитора. В 1758-65 служил капельмейстером и учителем пения при дворе регента Пармы, писал музыку для Пармы и др. городов Италии, а также для придв. т-ра в Вене. В нек-рых произв. этого периода ("Софонизба", 1762; "Ифигения в Тавриде", 1763) сказалось стремление к реформе оперы. В 1765-68 директор оспедалетто (консерватории) "Санти-Джованни э Паоло" в Венеции; с 1768 придв. капельмейстер в Петербурге. Для петерб. сцены Т. переработал нек-рые из своих ранее написанных опер ("Необитаемый остров", 1769; "Олимпиада", 1769; "Антигон", 1770), изменив оркестровку (усилил звучание оркестра), увеличив роль хора и ансамблей. Высшее творч. достижение Т. - опера "Антигона" (по трагедии Софокла, 1772), отличающаяся драматургич. цельностью и напряжённостью развития. В кульминац. моментах действия музыка достигает большой силы выражения, хотя ни либреттист, ни композитор не смогли передать суровый строй чувств антич. трагедии, сюжет трактован ими в духе сентиментальной драмы. К петерб. периоду относятся также мифологич. пастораль "Амур и Психея" (1773) и опера-сериа "Луций Вер" (1774). В 1775 из-за болезни Т. покинул Петербург, нек-рое время жил в Лондоне, в 1777 вернулся на родину (жил в Неаполе, Венеции).
        Оперное наследие Т. обширно. Он писал оперы на либретто крупнейших драматургов своего времени - П. Метастазио ("Покинутая Дидона", "Олимпиада", "Демофонт", "Антигон", "Семирамида" и др.), А. Дзено ("Луций Вер", "Меропа"), К. Гольдони ("Джермондо"), М. Кольтеллини ("Ифигения в Тавриде", "Антигона", "Амур и Психея") и др. Оставаясь в рамках традиц. форм оперы-сериа, Т. стремился придать своим произв. большую драм. осмысленность и подчинить их единому, последовательно развивающемуся драматургич. замыслу. Отд. номера он объединял в большие сцены, включающие сольные арии, речитативы accompagnato, ансамбли и хоры. Иногда такие сцены строились им по типу развитых ансамблей оперы-буффа. В сольных номерах Т. предпочитал форме aria da capo небольшие номера типа каватины. В его операх возросла роль оркестра. Использовал приёмы мотивного развития, характерные для композиторов мангеймской школы. В опере "Ифигения в Тавриде" Т. сумел, по словам Г. Аберта, "продвинуться до самых ворот глюковской музыкальной драмы". Оперы-буффа Т., несмотря на их традиционность (в этом жанре он не сказал нового слова), пользовались успехом благодаря мелодич. яркости и живости музыки. Помимо опер, Т. написал также мессу, 2 Miserere, Stabat mater и неск. др. церк. произведений.

Сочинения: оперы-сериа - Аэций (1757, "Театро делле даме", Рим), Покинутая Дидона (Didona abbandonata, 1757, т-р "Сан-Мойзе", Венеция), Олимпиада (1758, т-р "Филармонико", Верона; 2-я ред. 1769, Эрмитажный т-р, Петербург), Демофонт (1758, Мантуя), Сулейман (Solimano, 1758, "Театро дукале", Парма), Ипполит и Арисия (1759, там же), Армида (1761, "Бургтеатр", Вена), Зенобия (1762, т-р "Арджентина", Рим), Софонизба (1762, Придв. т-р, Мангейм), Ифигения в Тавриде (1763, Вена), Антигон (1764, т-р "Нуово", Падуя; 2-я ред. 1770, Эрмитажный т-р, Петербург), Семирамида (1765, т-р "Сан-Кассиано", Венеция), Антигона (1772, Эрмитажный т-р, Петербург), Меропа (1776, т-р "Реджо дукале", Милан); комич. оперы и интермедии - Счастливые пастухи (I pastori felici, 1753, Неаполь), Хитрая служанка (La fante furbo, 1756, т-р "Нуово", Неаполь), Служанки соперницы (Le serve rivali, 1766, т-р "Сан-Мойзе", Венеция), Джермондо (1776 или 1777, Лондон), Странствующие кавалеры (I cavalieri erranti, 1778, т-р "Сан-Мойзе", Венеция); серенады - Празднества Гименея (Le feste d'Imeneo, 1760, "Театро реале", Парма), Необитаемый остров (L'isola disabitata, 1768, т-р "Комунале", Болонья; 2-я ред. 1769, Петербург); церк. музыка - месса (1765), оратория Царь Соломон (Rex Solomone, 1766), 2 Miserere, Stabat Mater и др.; для орк. - 4 симфонии, увертюра, дивертисмент Четыре времени года и двенадцать месяцев (Le quattro stagioni е i dodici mesi dellanno, для 4 оркестров, 1770), и др.

Издания: (Отрывки из опер "Фарначе", "Тинтариди", "Ифигения в Тавриде". "Софонизба", "Празднества Гименея", "Антигона"), hrsg. von H. Goldschmidt, "DTB", 1914, Jahrg. 14, Bd 1, Jahrg. 17, Bd 2; Antigone, hrsg. von A. Rocchi, (Firenze, 1962); (арии из опер "Антигона" и "Покинутая Дидона"), в сб.: Arie antiche, v. 1, 3, Mil., (s. a.).

Литература: Сapruzzi V., Traetta e la musica, Napoli, 1878; Goldschmidt H., Traettas Leben und Werke, "DTB", 1914, Jahrg. 14, Bd 1; Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Nuоvo A., T. Traetta, Roma, 1922; Della Corte A., Duni, Traetta, Sacchini, в его кн.: Opera comica italiana nel'1700, v. 1, Bari, 1923; Bonaventura A., T. Traetta, "Pensiero musicale", 1927, No 4-5; Damerini A., Un precursore italiano di Gluck: Tommaso Traetta, "Il pianoforte", 1927, v. 7, No 7; Mооser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siиcle, t. 2, (Gen., 1951); Schlitzer F., T. Traetta, L. Leo, V. Bellini, Siena, 1952; Sarасino E., Tommaso Traetta, Bitonto, 1954; Casavola F., Tommaso Traetta di Bitonto, La vita e le opere, Bari, 1957; Bloch H., T. Traetta's contribution to the reform of italian opera, в кн.: Collectanea historiae musicae, v. 3, Firenze, 1963; Вinetti D., Tomaso e Filippo Trajetta (Traetta). Nella vita e nell'arte, (Pabo del Colle, 1972); Суr M., Rameau e Traetta, "Nuova rivista musicale italiana", 1978, No 2.

Ю. В. Келдыш.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Траэтта Т." в других словарях:

  • ТРАЭТТА — (Traetta) Томмазо (1727 1779), итальянский композитор. Представитель неаполитанской оперной школы. В 1768 75 в Санкт Петербурге, где создал свою лучшую оперу сериа Антигона (1772), находящуюся в русле реформаторских поисков К.В. Глюка. Около 50… …   Современная энциклопедия

  • Траэтта — (Томазо Traetta) известный композитор неаполитанской школы(17271779). Занимался композицией месс, мотетов и пр. В 1750 г. вНеаполе была поставлена с успехом первая опера Т. Il Farnace . Лучшимиоперами Т. считаются Ezio (1754), Ifigena (1759) и… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Траэтта Томазо (Traetta) — Траэтта (Томазо Traetta) известный композитор неаполитанской школы (1727 1779). Занимался композицией месс, мотетов и пр. В 1750 году в Неаполе была поставлена с успехом первая опера Траэтта Il Farnace . Лучшими операми Траэтта считаются Ezio… …   Биографический словарь

  • ТРАЭТТА (Traetta) Томмазо — (1727 79) итальянский композитор. В 1768 75 работал в Санкт Петербурге. Преобразовывая и обновляя традиции оперы сериа, подготовил оперную реформу К. В. Глюка. Оперы Ифигения в Тавриде (1763), Антигона (1772), Луций Вер (1774) и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Траэтта Томмазо — Траэтта (Traetta) Томмазо (30.3.1727, Битонто, близ г. Бари, 6.4.1779, Венеция), итальянский композитор. Ученик Н. Порпоры и Ф. Дуранте. Как оперный композитор дебютировал в 1751 (Неаполь). Работал в различных городах Италии; в 1768 75 придворный …   Большая советская энциклопедия

  • Траэтта, Томмазо — Томмазо Траэтта Томмазо Траэтта (итал. Tommaso Michele Francesco Saverio Traetta, 30 марта 1727 …   Википедия

  • Траэтта Томмазо — (Traetta) (1727 1779), итальянский композитор. В 1768 76 придворный капельмейстер в Санкт Петербурге. Преобразовывая и обновляя традиции оперы сериа, подготовил оперную реформу К. В. Глюка. Оперы (всего свыше 50): «Ифигения в Тавриде» (1763),… …   Энциклопедический словарь

  • Траэтта — (Traetta)         Томмазо (30.3.1727, Битонто, близ г. Бари, 6.4.1779, Венеция), итальянский композитор. Ученик Н. Порпоры и Ф. Дуранте. Как оперный композитор дебютировал в 1751 (Неаполь). Работал в различных городах Италии; в 1768 75 придворный …   Большая советская энциклопедия

  • Траэтта Т. — ТРАЭ́ТТА (Traetta) Томмазо (1727–79), итал. композитор. В 1768–75 придворный капельмейстер в С. Петербурге. Обновлял традиции оперы сериа. Оперы (св. 50, в жанрах оперы сериа и оперы буффа), среди них – Ифигения в Тавриде (1763),… …   Биографический словарь

  • ТРАЭТТА — Томмазо, знаменитый композитор неаполитанской школы, род. 30 марта 1727 в Битонто (Неаполь), ум. 6 апр. 1779 в Венеции; в течение 10 лет (1738–48) был учеником Дуранте в Conservatorio di Loreto; первый оперный опыт его Il Farnace (театр San… …   Музыкальный словарь Римана


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»