- Тосканини А.
-
(Toscanini) Артуро (25 III 1867, Парма - 16 I 1957, Нью-Йорк) - итал. дирижёр. В раннем детстве проявил исключит. муз. одарённость. В 1885 окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини (1-я пр. среди выпускников). В студенч. годы руководил организованным им из соучеников небольшим оркестром. В 1886 участвовал в гастролях итал. оперной труппы в Рио-де-Жанейро в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора, тогда же дебютировал как дирижёр (без репетиции, по памяти дирижировал оперой "Аида"). В 1887-98 дирижёр оперных т-ров Турина, Милана и др. итал. городов, дирижировал премьерами опер "Паяцы" Леонкавалло (1892), "Богема" Пуччини (1896) и др. С 1896 выступал в симф. концертах (в 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского). В 1898-1903, 1906-08 и 1921-29 гл. дирижёр т-ра "Ла Скала" в Милане. Одновременно (с 1928) работал в США. Надолго покинул Италию в 1929, не желая сотрудничать с итал. фашистами. Возглавлял летние оперные сезоны в Буэнос-Айресе (1901, 1903, 1904, 1906, 1912). В 1908-15 гл. дирижёр т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), где руководил премьерой оперы "Девушка с Запада" Пуччини (1910) и первой в США пост. "Бориса Годунова" (1913). В 1926-28 возглавлял Нью-Йоркский филармонич. оркестр, в 1928- 1936 гл. дирижёр объединённого (после слияния с Нью-Йоркским симф. оркестром) Нью-Йоркского филармонич. оркестра, в 1937-54 - симф. оркестра Нац. радио США (NBC). В 1930-31 неоднократно выступал на Байрёйтских и Зальцбургских муз. фестивалях (отказался от участия в них после прихода к власти фашистов в Германии). В 1942 впервые в США исполнил (транслировалась по радио) 7-ю (т. н. Ленинградскую) симфонию Шостаковича. В 1946-49 работал в Италии. Дирижёрская деятельность Т. продолжалась ок. 70 лет (до 1954).
Т. - один из крупнейших дирижёров 20 в. Отличался ярким артистич. темпераментом, исключит. муз. памятью; точно воспроизводил авторский замысел (бережно относясь к нотному тексту, к выполнению всех ремарок, принципиально отвергал вольности в интерпретации). Как в опере, так и на конц. эстраде достигал огромной силы и глубины художеств. впечатления. Поражал энергией и почти гипнотич. силой внушения. Огромный репертуар Т. (от соч. И. С. Баха до соч. Д. Д. Шостаковича) включал оперы Дж. Верди и Р. Вагнера и симфонические произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Шуберта и др. композиторов (классиков и романтиков). Имеются многочисл. записи (в т. ч. его репетиций).
Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969; Артуро Тосканини, сб., сост., ред. и предисл. Г. Эдельмана, М., 1971; Искусство Артуро Тосканини. Воспоминания, биографические материалы, сост. Л. Тарасов, Л., 1974; Сiampе11i С. M., Arturo Toscanini, Mil., 1923; Сozzani E., Arturo Toscanini, Mil., 1927; Bonardi D., Toscanini, Mil., 1929; Stefan P., Arturo Toscanini, W., 1936; Zweig S., Arturo Toscanini, в его кн.: Begegnungen mit Menschen, Bьchern, Stдdten, В.-Fr./M., 1937 (рус. пер. - Цвейг С., Артуро Тосканини, Избранные произведения, т. 2, М., 1957, то же в Собр. соч., т. 7, М., 1963); Ewen D., The Story of Arturo Toscanini, N. Y., 1951, (расшир.) N. Y., 1960; Marsh R. С., Toscanini and the art of orchestral performance, Phil.-N. Y., 1956, Westport (Conn.), 1973; его же, Toscanini and the art of conducting, N. Y., 1962; Discographia di Arturo Toscanini, "Musica e dischi", 1957; Della Corte A., Toscanini..., Torino, 1958; Sacchi F., Toscanini. Un secolo di musica, Mil., 1960; Antek S., This was Toscanini, N. Y., 1963 (рус. пер. фрагмента - Тосканини в студии грамзаписи, "СМ", 1966, No 5); Labrоса М., Воcardi V., Arte di Toscanini, Torino, 1966; Schonberg H. С, The Great conductors, L., 1968, p. 251; Leibowitz R., Le compositeur et son double, P., 1971, p. 13, 459; Wessling В., Toscanini in Bayreuth, Mьnch., 1976. Г. Я. Юдин.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.