Тильярд Г. Д. У.

Тильярд Г. Д. У.
        (Tillyard) Генри Джулиус Уитенхолл (18 XI 1881, Кембридж - 2 I 1968, там же) - англ. музыковед и филолог. Чл. Корол. дат. АН. После окончания классич. отделения колледжа Гонвилл энд Киз в Кембридже (1904) специализировался в области музыкознания, работал в Брит. археологич. ин-те в Афинах (до 1907), где изучал современную, т. н. хризанфову систему греч. церк. пения 19-20 вв. под рук. И. Т. Сакелларидеса, настоятеля церкви св. Ирины, и визант. муз. палеографию под рук. нем. музыковеда-византолога У. А. Гайссера. В течение 40 лет преподавал языки в разл. ун-тах и университетских колледжах: греч. яз. в Эдинбурге (1908-17), классич. филологию в Йоханнесбурге, ЮАС (1919-21, профессор), рус. яз. в Бирмингеме (1922-26), греч. яз. в Кардиффе (1926-46), классич. филологию в Ун-те им. С. Родса в Грейамстауне, ЮАС (1947-49). С 1907 Т. систематически занимался изучением и муз.-палеографич. описанием греч. муз. рукописей 11-18 вв. Был одним из крупнейших исследователей визант. музыки, одним из основателей издания "Памятники византийской музыки" ("Monumenta Musicae Byzantinae"). При участии Т. опубликованы: "The hymns of the Sticherarium for November" (Transcripta, v. 2, Cph., 1938); "The hymns of the Octoechus" (Transcripta, v. 3, 5, Cph., 1940, 1949); "Twenty canons from the Trinity Hirmologium" (Boston, 1952; American serie, II); "The hymns of the Hirmologium" (part. 3, No 2; совм. с A. Ayoutanti, Transcripta, v. 8, Cph., 1956); "The hymns of the Pentecostarium" (Transcripta, v. 7, Cph., 1960). Исследуя визант. муз.-теоретич. трактаты, Т. разработал методы расшифровки, близкие методам Э. Веллеса, и составил (совм. с ним и К. Хёгом) руководство по чтению т. н. средневизант. (круглой) нотации 12-15 вв. Значит. часть работ Т. посв. описанию и расшифровке ранних типов визант. нотации, в т. ч. нотации типа "куален" (термин, введённый Т., происходит от назв. известного манускрипта из Нац. б-ки в Париже - Coislin 220). Расшифровал значит. число песнопений визант. церк.-певч. репертуара 11-15 вв. и произв. ср.-век. греч. композиторов; написал ряд статей по проблемам лада, ритма, композиции и мелодич. структуры визант. песнопений, а также обзоры по истории визант. музыки и эссе, посв. творчеству ср.-век. греч. композиторов или их отд. произв. Исследования Т. имели большое значение для науки о ср.-век. муз. культуре (муз. медиевистики), в т. ч. рус. певч. палеографии.

Сочинения: Greeck church music, "Musical antiquary", 1911, v. 2; A musical study of the hymns of Casia, "Byzantinische Zeitschrift", 1911, Bd 20; Rythm in Byzantine music, "Annual of the British school at Athens", 1914-16, v. 21, p. 125-47; The modes in Byzantine music, 1916-18, v. 22, p. 135-56; The problems of Byzantine neumes, "The Journal of Hellenic studies", 1921, v. 41; Byzantine music and hymnography, L., 1923; Signatures and cadences of the Byzantine modes, "Annual of the British school at Athens", 1923-25, v. 26; The stenographic theory of Byzantine music, "Byzantinische Zeitschrift", 1925, Bd 25; A canon by Saint Cosmas, там же, 1928, Bd 28;... The morning hymns of the Emperor Leo, "Annual of the British school at Athens", 1928-30, v. 30, p. 86-108, 1930-31, v. 31, p. 115-47; The stichera Anastasima in Byzantine Hymnody, "Byzantinische Zeitschrift", 1931, Bd 31; Handbook of the middle byzantine musical notation, "Monumenta musicae byzantinae", Subsidia, I, Cph., 1935; Early Byzantine neumes: A new principle of dechipherment, "Laudate", 1936, v. 14; Byzantine neumes: the Coislin notation, "Byzantinische Zeitschrift", 1937, Bd 37; Mediaeval Byzantine music, "MQ", 1937, v. 23, No 2; The Byzantine music about A. D. 1100, там же, 1953, v. 39; Gegenwдrtiger Stand der byzantinischen Musikforschung, "Mf", 1954, Bd 7, S. 142-49; The rediscovery of Byzantine music, "Essays presented to Egon Wellesz", Oxf., 1966.

Литература: List of works on eastern chant by H. J. W. Tillyard, в кн.: Studies in eastern chant, v. 1, L., 1966; Velimirovic M., H. J. W. Tillyard, Patriarch of Byzantine Studies, "MQ", 1968, v. 54; Wellesz E., H. J. W. Tillyard - In memoriam, в кн.: Studies in eastern chant, v. 2, L., 1971.

А. С. Белоненко.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Тильярд Г. Д. У." в других словарях:

  • Глас —         (старослав., равнозначно рус. слову голос) в древнерус. церк. пении сумма диатонич. попевок типа трихордов и тетрахордов, связанных с определёнными областями церк. звукоряда. Восемь Г. составляли систему осмогласия, охватывавшую весь осн …   Музыкальная энциклопедия

  • 1919 (группа) — 1919 Жанр готический рок постпанк дэт рок Годы 1980 1984 …   Википедия

  • ВЕЛЛЕС — Э. Веллес. Фотография. ХХ в. Э. Веллес. Фотография. ХХ в. [Wellesz] Эгон (21.10.1885, Вена 9.11.1974, Оксфорд), австр. музыковед и композитор. В 1905 г. начал изучать композицию у А. Шёнберга, в том же году поступил в Венский ун т, где прошел… …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»