- Сямисэн
-
шамисэн, - япон. 3-струн. щипковый муз. инструмент. Род лютни с длинной шейкой. Имеет деревянный корпус (до) с кожаной декой (кава). В верхней части деки под струны подкладывается полукружная колодка из кожи (бочигава), предохраняющая деку от повреждения плектром. Звук извлекается также особым приспособлением - металлич. крючком (иубикаке), зажимаемым между 1-м и 2-м пальцами левой руки. Длинная шейка (сао) имеет 3 составные части, к-рые можно отделить друг от друга; ширина шейки разная - в зависимости от типа конструкции, выбираемой мастером для определённого стиля исполнения. В верхней её части находятся 3 дерев. колка (итомаки), к к-рым прикрепляются 3 шёлковые струны; высокая подставка под струны (кома) делается из кости. Тембр С. отличается разнообразием оттенков. Строй - квартовый или кварто-квинтовый. Осн. типы настройки: хончоши - h - е1 - h1, ниагари - h - fis1 - h1, сансагари - h - е1 - а1. С. появился в Японии к кон. 16 в. (его предшественник - кит. саньсянь). Известны 3 типа игры на С. - песенный (ута-моно), речитативный (катари-моно), фольклорный (миньё). Первый применялся в спектаклях кабуки, в романсах (в гор. музицировании - т. н. сямисен-кумиута и др.). Второй тип игры применялся в нац. эпосе (утазава) сказителями (гидаю) и для исполнения коротких песен (ко-ута). Третий тип игры на С. использовался в разл. жанрах крестьянского фольклора, стилистически трансформированного япон. гор. муз. культурой.
Литература: Matsunaga S., The evolution of samisen music, "Contemporary Japan", 1934, No 3; Nomura M., Treatise on the three instruments of the sankyoku, Tokyo, 1938; Malm W. P., Japanese music and musical instruments, Tokyo, 1959; его же, Nagauta, the heart of Kabuki music, Rutland (Victoria) - Tokyo, 1963; Kishibe S., The traditional music ot Japan, Tokyo, 1969. P. Б. Галайская.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.