Строчное пение

Строчное пение
        вид др.-рус. церк. многоголосия. Участники хора не разделялись на партии по регистровому или тембровому признакам, изложение было 2-, 3-голосное (отсюда термин "троестрочное пение") и редко 4-голосное. Голос, ведущий осн. мелодию, занимал в партитуре среднее место и назывался путём, а его исполнители - путниками. Мелодию, звучащую выше пути, писали в партитуре над путём и называли верхом, а её исполнителей - вершниками. Мелодию, звучащую ниже пути, писали под путём и называли низом, а её исполнителей нижниками. В 4-гол. произв. приписывалась ещё мелодия под назв. "демество", исполнители к-рого именовались демественниками. Демество чаще всего писали выше пути. В целом диапазон партитуры соответствовал 12-ступенному диатонич. звукоряду от G до d1. Высокие детские голоса пели октавой выше написанного. Для облегчения чтения партитуры её строки писали вперемежку чернилами и киноварью.
        В построении такой партитуры ясно выступают 2 принципа: принцип "ленточного" многоголосия, где все голоса поют одну мелодию с разл. ступеней звукоряда, почти в точности сохраняя её высотный и ритмич. контур, и принцип подголосочной полифонии, где голоса образуют подголоски, звучащие на выдержанных нотах осн. мелодии.
        Время и обстоятельства появления С. п. не установлены. Нек-рые историч. документы дают возможность предполагать, что С. п. было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи С. п. относятся к кон. 17 и нач. 18 вв. С. п. подвергалось резкой критике со стороны приверженцев партесного многоголосия (И. Т. Коренев, Н. П. Дилецкий) за обилие диссонансов и гармонич. несогласованность голосов. В. Ф. Одоевский в конце принадлежащего ему "Троестрочника" писал: "Предположение, что эти три партии когда-либо могли быть петы вместе, одновременно, не может даже возбуждать вопроса. Между ними нет никакого гармонического сопряжения; здесь явно партии вполне отдельные...". Многое в С. п. до сих пор остаётся неясным.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Голубцов A., Чиновник Новгородского Софийского собора, М., 1899; Беляев В., Раннее русское многоголосие, в кн.: Studia memoriae Belae Bartok sacra, Bdpst, 1956, то же, в его кн.: О музыкальном фольклоре и древней письменности, М., 1971; Бражников М., Русское церковное пение XII - XVIII вв., в сб.: Musica antiqua Europae Orientalis, I, Warsz., 1966; Скребков С., Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века, М., 1969, с. 48-59; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971.

Н. Д. Успенский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Строчное пение" в других словарях:

  • СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ — разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Сохранились образцы строчного пения 17 нач. 18 вв., основанного на одновременном звучании нескольких мелодических голосов (2 4, чаще 3: низ , путь , верх ). Вытеснено партесным… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Строчное пение — Строчное пение  традиция русского многоголосного церковного пения, развившаяся на основе знаменного распева в XVI веке. Вытеснена в XVIII веке партесным пением. Как и знаменный распев, строчное пение первоначально записывалось крюками… …   Википедия

  • строчное пение — разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке XVI  середине XVIII вв. Сохранились образцы строчного пения XVII  начала XVIII вв., записанные знаменной, путевой, демественной и другими нотациями и основанные на одновременном… …   Энциклопедический словарь

  • Строчное пение — в православной церкви обозначалось безлинейными нотными знаками и было одним из видов партесного многоголосного пения. С. безлинейное пение называлось также казанским знаком. Свое название оно получило оттого, что над текстом выписывалось… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Строчное пение —         вид древнерусского церковного многоголосия. Участники хора не делились на партии по регистровому или тембровому признакам. В С. п. применялось 2 3, реже 4 голоса. Все голоса имели мелодическое значение, функциональная гармония… …   Большая советская энциклопедия

  • Строчное пение — – один из видов партесного многоголосного пения в православной церкви, обозначавшееся безлинейными нотами (знаками). Ст. п. появилось на юго западе Руси в XVI в. откуда перешло в русскую церковь, а в XVIII в. вытеснено партесным линейным… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ — один из видов партесного пения, употреблявшийся в русской церкви. Зародившись в конце 16 в. в юго западной церкви, с. п. скоро перешло в Москву и особенно было распространено в 17 м в. Название свое с. п. получило от того, что над строкою текста… …   Музыкальный словарь Римана

  • Знаменное пение — Пример знаменной нотации с так называемыми «красными знаками», из книги …   Википедия

  • Троестрочное пение —         троестрочие, см. Строчное пение …   Музыкальная энциклопедия

  • ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ — певч. традиция, возникшая в посл. четв. XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом. Название данного стиля пения, зародившегося в среде великокняжеских и архиерейских певчих, вероятно, происходит от термина… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»